"Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению. Условия успешного преодоления проблем" Выступление подготовила учитель биологии Зенкова М.С.
1. Некоторые особенности психического развития пятиклассников Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного (10-11 лет) к младшему подростковому (12-13 лет). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, а) стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное "Я". По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.
б) Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самоценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок. в) Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту.
Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка: -- интеллектуальное развитие; -- учебная мотивация; -- поведенческая саморегуляция; -- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям); -- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение. Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
2. Адаптация к средней школе Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей: - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; - возросший объем работы как на уроке, так и дома; - новые требования к оформлению работ; - необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе и "самого маленького" - в средней - все это является довольно сложным испытанием для психики школьника. Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, "развязности", неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды: 1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). 3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. 4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка. 5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики. Чтобы иметь полную картину, необходимо провести диагностику обучающихся по всем психическим процессам: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции. Сегодня на педсовете, к сожалению, будут представлены только результаты диагностики познавательной сферы подростков, в частности оценка внимания по методике Мюнстенберга (данная методика направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости) и диагностика по выявлению уровня тревожности пятиклассников, которая включает ситуации трех типов: - ситуации, связанные со школой, общением с учителями; - ситуации, актуализирующие представление о себе; - ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявленные с помощью данной диагностики, будут обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
Результаты диагностики познавательной сферы подростков, в частности оценка внимания по методике Мюнстенберга Делая выводы, следует отметить, что максимум слов, которые дети могли бы найти 25. Данный факт свидетельствовал бы о высоком уровне избирательности и концентрации внимания. Глядя на нашу таблицу мы видим, что результаты по выделенным нормам находятся ниже среднего уровня развития основных свойств внимания. Проводя параллель с освоением учебной программы и функционированием доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности концентрация является следствием возбуждения одного очага и торможения других, то можно сделать вывод о кратковременном интересе к новому предмету или информации, а следовательно отвлекаемость, которая является следствием действия посторонних раздражителей будет намного чаще.
Результаты диагностики по выявлению уровня тревожности подростков Соответственно виды тревожности, выявленные с помощью данной диагностики, будут обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. А также выявленный уровень общей тревоги в процентном соотношении. 5 А 5 В
Виды тревожности 5»А» класс 5 «Б» класс 5 «В» класс Школьная 0%5,55%13,04% Самооценочная 8,69%0%13,04% Межличностная 13,04%5,55%0% Общий уровень 21%11%26% Несмотря на то, что результаты такие разные общий и важный признак во всех классах нужно отметить. Уровень тревожности по всем трём составляющим во всех трёх классах «нормальный». Следовательно, обучаясь на новой ступени образования наши с вами пятиклассники НЕ испытывают перенапряжения, утомляемости и готовы к обучению в средней школе.
3. Рассогласованность требований Что же тогда может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике дату, например, записывать рекомендуется так, а в тетради по русскому языку - иначе, по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по- разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Такие "мелочи" нередко существенно затрудняют жизнь школьника. В связи с этим хочется напомнить, что получилось у нас с психическим процессом внимание, как раз вот с этой учебной реальностью связаны низкие показатели по концентрации и избирательности.
Важно обратить внимание педагогов и родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы педагоги и родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (при выполнении домашнего задания учитывать требования по предметам, например: "история - составить план ответа по учебнику", "иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем" и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
4. Свобода или одиночество Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы "шалеют" от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуя "тайные уголки", иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость" к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей..
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как "старшего", "выросшего", того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться Необходимо показать родителям, что некоторое "обезличивание" подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
5. Психологические аспект адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия успешного преодоления Рекомендации для педагогов. Чем можно помочь ? Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны педагогов, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Классному руководителю важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя - предметника. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями на классных часах, в семье, с родителями. Помогите ребенку выучить имена новых учителей - предметников. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка, самостоятельности ответственности за себя и свои поступки. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с родителями. Основными помощниками педагогов в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в классе для ребенка.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ Слова поддержки: *Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо. *Ты делаешь это очень хорошо. *У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? *Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему. Поддерживать можно посредством: *отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). *высказываний ("Я горжусь тобой", "Спасибо", "Все идет хорошо" и т.д.). *прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). *совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). *выражение лица (улыбка, кивок, смех). Слова разочарования: *Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше. *Эта идея никогда не сможет быть реализована. *Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Рекомендации для родителей Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка, самостоятельности ответственности за себя и свои поступки. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Выводы: - психологическое содержание младшего подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации; - существуют некоторые универсальные закономерности адаптации, причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система; - показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической адаптации; - индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптационном процессе; - процесс адаптации пройдет более успешно, если в нем активное участие будут принимать не только пятиклассники, но и их родители, а также педагоги.
Сбо за внимание! Спасибо за внимание!