Организация образовательного процесса с учетом психофизических особенностей девочек Тараканова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа 7» г. Петропавловск-Камчатский Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014»
Учет индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса (ФГОС ) Учет неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек (Профессиональный стандарт педагога) Необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников (М. Александровская, Т.П. Хризман, А.Л. Сиротюк, В.Д. Еремеева и др.) Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Петропавловск - Камчатского городского округа Школа – центр содействия охране и укреплению здоровья обучающихся
Ученик Девочка Мальчик Необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями
Девочки Мальчики Взаимодействие с одноклассниками Сотрудничество Соперничество Поведение на уроке Быстро настраиваются на работу, но устают к концу урока Требуют времени, чтобы включиться в работу Эмоционально значимые образы Символы материнства, женственности, красоты, уюта Символы путешествий, силы, стойкости, борьбы, победы Особенности работы мозга Межполушарная асимметрия выражена меньше. Интеллект вербальный. Речь на ранних этапах лучше, чем у мальчиков Асимметрия полушарий ярко выражена. На ранних этапах опережают девочек в зрительно-пространственных и математических способностях Приспособлен- ность к школе Доминируют физически и умственно до 5-6 класса, к 7-8 классу обособляются от мальчиков, чувствуя свое превосходство С первых классов отстают от девочек в учебе и дисциплине, к 5-6 классу нередко превращаются в «хронических нарушителей»
2010 год. 1 сентября. Первый класс… Класс девочек… «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки…» В классе только девочки…
Как правильно организовать образовательный процесс с учетом гендерных особенностей учениц? Как создать комфортные условия для успешной социализации девочек в начальной школе? Какие качества необходимо воспитывать в девочках для формирования гармоничной личности?
Выявить и использовать эффективные педагогические технологии, методы и приемы для организации учебного процесса с учетом психофизических особенностей девочек Разработать рабочие программы по предметам с учетом гендерного подхода Организовать воспитательную работу в классе девочек на основе полоролевой направленности Цель: Эффективная организация образовательного процесса с учетом психофизических особенностей девочек Задачи:
Особенности работы в классе девочек Личностно-ориентированные технологии; Учет вербальности девочек, их нерешительности, робости в восприятии новых знаний; Размеренный темп подачи материала с достаточным количеством повторений; Наглядный материал как опора на зрительную память; Групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь; Эмоциональная оценка с обозначением перспективы.
Развитие творческого мышления; Стимулирование воображения, пространственных способностей; Формирование регулятивных и познавательных УУД (в частности освоение способов решения проблем творческого и поискового характера). Проектная деятельность
Парная и групповая работа Целесообразность и необходимость парной и групповой работы обусловлена склонностью девочек к опеке, поучению, поддержке в отличие от мальчиков, для которых важны элементы соперничества и смена лидера в группах (согласно исследованиям Козловской Г.В., Сиротюк А.Л.)
Разработка рабочих программ по предметам на основе гендерного подхода Русский язык (заменены некоторые тексты диктантов, темы изложений, сочинений); Технология (увеличено количество часов на вышивание и вязание); Изобразительное искусство (заменены темы рисования современных автомобилей и другой техники на уроки по созданию одежды для бумажных кукол, орнамента для украшений, композиций из бумажных цветов, поделок в технике «оригами») и т.д.
Воспитательная работа в классе девочек Мероприятия «А ну-ка, девочки!», «Посвящение в Дюймовочки», «Я – девочка», «Из чего же сделаны мальчишки», беседы о внешнем виде, аккуратности, гигиене, правилах хорошего тона (гендерный подход, акцент на женственность); Традиционные «Уроки семьи и семейных ценностей» (формирование позитивного образа семьи); Классный час «Мое хобби» (творческие работы учащихся – вышивки, вязаные салфетки, поделки в технике «квиллинг») и т.д.
Совместная воспитательная работа с классом мальчиков Общие мероприятия с классом мальчиков (экскурсии, уроки здоровья, чаепития, прогулки, спортивные эстафеты, праздники-поздравления с 23 февраля и 8 марта…) Направленность на получение навыков общения, взаимоуважения и совместного творчества учащихся
Участие родителей в воспитательном процессе Совещания по вопросам раздельного обучения; Собрания; Собрания; Семинары; Семинары; Тренинги детско-родительских отношений. Тренинги детско-родительских отношений.
Успешная социализация обучающихся Адекватное усвоение социальных ролей Наличие высоких познавательных мотивов Сплоченность и благополучие отношений Позитивное взаимодействие между одноклассницами Хорошо развитое чувство общности Уровень удовлетворен- ности родителей – 100%
Практика моей работы показывает обоснованность и эффективность учета гендерных особенностей учащихся при организации образовательного процесса. На мой взгляд, обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом их природных физиологических потребностей и гендерных различий возможно и эффективно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности.
Организация образовательного процесса с учетом психофизических особенностей девочек Тараканова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа 7» г. Петропавловск-Камчатский Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014»