Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
Системно-деятельностный подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах начального и среднего общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями; овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека; воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
укрепление здоровья и личную гигиену; оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы); утреннюю гимнастику и физкультпаузы; правильное дыхание и осанку; правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания и сердечных сокращений; правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности; способы двигательной деятельности и использование их в изменяющихся условиях. Гимнастические упражнения на спортивных снарядах: (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, перекладине, гимнастическом козле). Простейшие акробатические упражнения (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты лёжа, кувырки, прыжки) в различных вариантах. Способы передвижения на лыжах. Физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры.
способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур; значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности; правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности. характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях; выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; выполнять передвижения на лыжах. определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.
выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений; соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности; использовать подвижные игры для организации активного отдыха.
Системно-деятельностный подход с учащимися отнесенными к специальной медицинской группе
Организация и проведение занятий с учащимися СМГ намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми: здесь собраны учащиеся из разных классов, разного возраста и пола, имеющие разный диагноз и не готовые психологически к занятиям физической культурой. Такие занятия планируются в школьном расписании и проводятся до или после основных занятий. Комплектование СМГ должно осуществляться с учетом возраста, в нашей школе сформированы 3 группы (1 – 4, 5 – 8 и классы) по показателям физической подготовленности, функционального состояния и степени патологического процесса по данным углубленного медицинского обследования. Каждая группа занимается 3 раза в неделю (2 часа в зале, 1 час в бассейне).
1. Оздоровление организма, его укрепление, улучшение физического развития, создание предпосылок для перевода в подготовительную или основную группу; 2. Освоение и развитие основных двигательных умений, навыков и физических качеств. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок; 3. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; 4. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям; 5. Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания; 6. Обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений, с учетом рекомендаций врача и педагога; 7. Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.
Ведущий принцип занятий - это дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом патологии и индивидуальных особенностей учащихся. В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к СМГ, рекомендуется разделять на погруппы: А (сильную)-школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; Б (слабую)-школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем. Построение урока строиться по обычной схеме: подготовительная (15 мин), основная (20 мин) и заключительная (10 мин) части. Принцип психологической комфортности – это снятие стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество.
Перед каждым уроком у школьников определяется ЧСС.
Проводя занятия, в первую очередь определяем переносимость физических нагрузок и физическую подготовленность школьников по тестам. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Оценка успеваемости складывается из суммы баллов, полученных за двигательные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей и характера заболевания, теоретических знаний, посещаемости и активности на уроках физической культуры, интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
у учащихся складывается комплекс неполноценности, если они не занимаются физической культурой со своим классом; занятия в СМГ, как правило проводятся после всех уроков, что не всегда стимулирует выбор учащегося в пользу урока физической культуры; убежденность учащегося в том, что из гуманных соображений, несмотря на пропуски уроков физической культуры, неудовлетворительной оценки ему не поставят; низкий мотивационный уровень, вызванный малой привлекательностью и однообразием занятий физической культуры в СМГ.