СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Тема 8.
Общественное мнение Многообразное социально-психологическое явление, выступающее специфическим проявлением общественного сознания в целом (массового сознания) Элементы общественного мнения Рациональный Эмоциональный Волевой
Духовное общение (оценочные суждения) Духовное общение (оценочные суждения) Духовно-практическое (эмоционально-волевое побуждение) Практическое отношение (массовые действия и поступки) Уровни общественного мнения
Признаки общественного мнения гласность интенсивность распространенность подвижность изменчивость стихийность неофициальность
Субъекты общественного мнения Субъекты общественного мнения Личность как носитель индивидуаль- ного мнения Различные социальные общности, классы, социальные коллективы, группы, как носители группового мнения Различные социальные общности, классы, социальные коллективы, группы, как носители группового мнения Народ как носитель собственно общественног о мнения
Объект общественного мнения Явления и процессы как объективной, так и субъективной действительности (общественного бытия и общественного сознания) Определенный факт общественной жизни прежде чем стать объектом общественного мнения должен отвечать следующим условиям Социальная важность и актуальность того или иного явления общественной жизни Доступность его оценки знаниям, которыми обладает определенная общность людей
Функции общественного мнения Функции общественного мнения По форме По форме По содержанию По характеру
Контрольная (оценивает и контролирует деятельность социальных институтов) Контрольная (оценивает и контролирует деятельность социальных институтов) Консультативная (способность давать совет относительно средств разрешения социальных проблем) Консультативная (способность давать совет относительно средств разрешения социальных проблем) Директивная (вынесение обществом решения по выявленным проблемам) Директивная (вынесение обществом решения по выявленным проблемам) По характеру
Оценочная (система оценок и мнений людей по фактам социальной практики) Оценочная (система оценок и мнений людей по фактам социальной практики) Одобрение Регулятивная (выработка соответственно общественному мнению правил поведения) Регулятивная (выработка соответственно общественному мнению правил поведения) Осуждение Аналитико-конструктивная (выработка представлений о должном поведении) Согласие Несогласие По форме По форме По содержанию
Институциоли- зированный (политические партии, организации, социальные институты и учреждения) Институциоли- зированный (политические партии, организации, социальные институты и учреждения) Стихийный (жизненные обстоятельства, социальный опыт, традиции и т.д.) Стихийный (жизненные обстоятельства, социальный опыт, традиции и т.д.)
Факторы, влияющие на динамику общественного мнения В широком смысле слова Экономические Политические Социальные Духовные
В узком понимании Социальные нормы и ценности Социально- психологические и идеологические установки Стереотипы общественного сознания Обычаи и традиции Обычаи и традиции Социальные процессы Социальные процессы Социальные общности и группы Социальные общности и группы Социальные институты и организации Общение людей друг с другом (формальное и неформальное, межличностное и коллективное) Общение людей друг с другом (формальное и неформальное, межличностное и коллективное)
Мнение – оценка выступает как суждение большинства Процесс формирования и развития общественного мнения Возникновение Становление Функционирование ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ Личностный и групповой интерес к какому-либо факту, явлению, процессу Интенсивный обмен индивидуально- групповых мнений
Формы изучения общественного мнения Формы изучения общественного мнения Митинги, забастовки, манифестации Предвыборные компании Встречи с представителями политических движений, общественных организаций Встречи с представителями политических движений, общественных организаций Брифинги, пресс- конференции Работа круглых столов, пресс-клубов
Доминирование рационального элемента в содержании общественного мнения Преобладание эмоционального компонента в содержании общественного мнения Наличие волевого компонента в содержании общественного мнения, способствующий его переходу от вербальной формы к поведенческой Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел определяется как отношение населения к проблемам укрепления правопорядка и законности, затрагивающие общие интересы, которые требуют практического разрешения.
Основные источники изучения общественного мнения о деятельности ОВД Материалы средств массовой информации; Письма, жалобы, заявления от граждан Социологические опросы населения; Социологические опросы сотрудников ОВД; Выступления сотрудников правоохранительных органов перед населением, прием граждан по личным вопросам; Материалы выездных сессий суда. Материалы средств массовой информации; Письма, жалобы, заявления от граждан Социологические опросы населения; Социологические опросы сотрудников ОВД; Выступления сотрудников правоохранительных органов перед населением, прием граждан по личным вопросам; Материалы выездных сессий суда.
Основные источники формирования общественного мнения о деятельности ОВД Виды общественного мнения в сфере деятельности ОВД Общественное мнение самих сотрудников Общественное мнение граждан Средства массовой информации Беседы с друзьями, знакомыми, в кругу семьи Личный опыт
Причины неудовлетворенной оценки деятельности ОВД общественным мнением Необоснованные задержания действий Связь с преступными элементами Бюрократизм, формализм, волокита Использование служебного положения в личных целях Низкий профессионализм, некомпетентность, равнодушие, низкая культура общения с гражданами Слабая связь с населением применение насильственных Не обоснованное применение насильственных действий Необоснованное
Важной задачей, стоящей перед ОВД, является не только изучение общественного мнения, но и его формирование. Центр общественных связей (при МВД РФ) Центр общественных связей (при МВД РФ) Задачи Связь с общественностью Освещение деятельности различных служб и подразделений Правовая пропаганда Воспитание правовой культуры граждан
Сотрудники ОВД в процессе служебной деятельности воздействуют на общественное мнение, формируя правовую культуру граждан своим примером и определенным уровнем правовой культуры