Тема: Теория игры
План 1. Игра в истории человечества. 2. Социальный характер детской игры. 3. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. 4. Игра как средство воспитания. 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей. 6. Классификация детских игр. 7. Характеристика творческих игр. 8. Характеристика игр с правилами.
Д.Б. Эльконин: -на заре существования человеческого общества игры не существовало, труд был примитивен, и дети рано начинали принимать участие в работе взрослых; -на заре существования человеческого общества игры не существовало, труд был примитивен, и дети рано начинали принимать участие в работе взрослых; -в связи с усложнением орудий труда, переходом к охоте, скотоводству, земледелию изменяется положение ребенка в обществе: он упражняется в трудовых действиях с помощью игрушек – моделей орудий труда (лук, копье, аркан); -в связи с усложнением орудий труда, переходом к охоте, скотоводству, земледелию изменяется положение ребенка в обществе: он упражняется в трудовых действиях с помощью игрушек – моделей орудий труда (лук, копье, аркан); -с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда, игрушки перестали быть моделями последних. С такими игрушками не упражняются в трудовых действиях, а изображают их. Возникает ролевая игра. -с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда, игрушки перестали быть моделями последних. С такими игрушками не упражняются в трудовых действиях, а изображают их. Возникает ролевая игра.
Методика выполнения задания: наблюдение за играми современных детей; наблюдение за играми современных детей; беседа с представителями старших поколений (родители, бабушки, дедушки); беседа с представителями старших поколений (родители, бабушки, дедушки); самоанализ: в какие игры играли вы; самоанализ: в какие игры играли вы; составление сводной таблицы «Игры разных поколений»; составление сводной таблицы «Игры разных поколений»; формулирование выводов о тематике игр, изменении их содержания, причинах этих изменений. формулирование выводов о тематике игр, изменении их содержания, причинах этих изменений.
Ведущее положение игры: она удовлетворяет основные потребности ребенка; она удовлетворяет основные потребности ребенка; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов.
Воспитательное значение игры Игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи; Игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи; большое значение игра имеет в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения; большое значение игра имеет в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения; в игре ребенок чаще, чем в реальной жизни ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор; в игре ребенок чаще, чем в реальной жизни ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор; в играх развиваются творческие способности ребенка; в играх развиваются творческие способности ребенка; взяв на себя роль, ребенок входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая личность. взяв на себя роль, ребенок входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая личность.
А.П.Усова: Воспитателю нужно находиться в центре детской жизни. Воспитателю нужно находиться в центре детской жизни. Следует хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом решать в игре. Следует хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом решать в игре. Определить меру своего участия в игре: Определить меру своего участия в игре: новую игру объяснить и поиграть с детьми; новую игру объяснить и поиграть с детьми; взять на себя роль (при необходимости); взять на себя роль (при необходимости); напомнить о существовании жеребьевки. напомнить о существовании жеребьевки.