Урок – тренинг как метод интерактивного обучения Методическая тема учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ 134» Плотниковой Ларисы Александровны
Термин «тренинг» Этот термин должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением.
Урок-тренинг с точки зрения психологии Говоря об ученике как субъекте познания, психология исследует процесс учения. Обучение для нее выступает не как цель, а как средство, позволяющее раскрыть процесс учения, как субъективную деятельность. Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые «откристализованы» общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т.е. независимо от ученика.
Урок-тренинг с точки зрения психологии Учение – это создание учеником представлений об окружающей действительности посредством формирования личностно значимого образа мира, построение индивидуальных моделей познания. Учение – принятие норматива (имеющего общественную ценность), но обязательно «пропущенного» через субъективный опыт («внешнее через внутреннее» – по выражению С.Л. Рубинштейна)
Урок-тренинг с точки зрения психологии Задача обучения – не внедрить норматив, с согласовать его с субъективным опытом ученика (И.С. Якиманская) Строя взаимодействие на уроке, педагогу необходимо понимать, что активно действующим лицом для эффективного усвоения знаний, перевода их в понятия должен быть сам ученик. Главное не научить, а научить учиться!
Урок-тренинг с точки зрения психологии Организация урока состоит в побуждении ученика как целостную личность к учению. Основывается не на преподавательских навыках лидера, не на его знаниях, не на планировании учебной программы, не на лекциях и демонстрациях, а на содействии к учению. Содействие к учению опирается на определенные психологические характеристики взаимоотношений, которые складываются между учителем и учеником.
Урок-тренинг с точки зрения психологии Фасилитирующее обучение – это заинтересованная помощь, комфортная помощь, которая позволит пробовать, конструировать, разрешать, находить гибкие ответы на вопросы. Такое обучение перекликается с теорией и практикой личностно-ориентированного обучения. Конкретные знания (их система) выступают при этом как средство познания и преобразования действительности,а не как конечная цель.
Урок-тренинг с точки зрения психологии Цель урока-тренинга состоит в организации для учащихся «поля общения», побуждающего их, как полноценную личность, к учению, позволяющего им: -самостоятельно решать трудные жизненно важные проблемы; -осуществлять перенос знаний и опыта собственной деятельности из учебной ситуации в реальную; -вырабатывать навыки ответственного поведения в процессе совместного взаимодействия
Урок-тренинг с точки зрения психологии Урок-тренинг позволяет моделировать такие ситуации, в которых у учащихся -снимается страх перед самостоятельным высказыванием; -развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; -формируется умение ценить свою и чужую работу; -закрепляется чувство радости от совместного и труда и творчества; -развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру.
Урок-тренинг с точки зрения психологии Блоковая структура урока-тренинга: информация взаимодействие восприятие
Задания к урокам русского языка 1. Выбери правило: а) гласный звук произносится с голосом и шумом; не встречает преграды; образует слог. б) гласный звук произносится с голосом; не встречает преграды; образует слог. в) гласный звук произносится с голосом и шумом; встречает преграду; образует слог только с согласным звуком
Задания к урокам русского языка 2. Найди слово, в начале которого произносится звук: а) рак б) уж в) ель 3. Укажи слово, в котором слышатся только мягкие согласные звуки: а) моря б) реки в) мяч
Задания к урокам русского языка 4. Выбери слово, в котором произносится звук (т): а) туча б) град в) тень 5. Найди слово, в котором пишется буква г: а) сто(г,к) б) со(к,г) в) лу(г,к) 6. Укажи слово, в котором букв больше, чем звуков: а) мяч б) конь в) ель задания Верный выборБА,ВБ,ВА,БА,ВБ
Задания к урокам истории
Бланк заполнения при решении заданий Фамилия: Группа: здания Самостоятельное решение Решение группы