ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 9 г. Павлово Выполнила: Воспитатель 2 младшей группы Антонова С.Г. 1 квалификационная категория г. Павлово 2014 г.
ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности. Конституции Российской Разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
ФГОС направлен на достижение : повышение социального статуса дошкольного образования; повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Задачи ФГОС охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
ФГОС учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. разных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником субъектомобразовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником субъектомобразовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС включает требования к: К структуре ООП ДО К условиям реализации ООП ДО К результатам освоения ООП ДО
Содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее –образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие Включает владение речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
Условия реализации Программы психолого- педагогически е кадровые материально- технические финансовые развивающая предметно- ространственная среда
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения ООП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ : социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования Таким образом Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства Таким образом Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства