Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной жизнедеятельн ости ребенка дошкольного возраста. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Универсальные учебные действия умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Целевые ориентации Проявление инициативно сти, самостоятел ьности Уверенность в собственных силах Обладание развитым воображение м Развитая моторика Способность к волевым условиям Проявление интереса
Зона ближайшего развития Зона вариативного развития Зона задерживающего развития Уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Образуются при взаимодействиях ребенка с детьми из разных возрастных групп и субкультур Ребенок из-за социального противодействия не учится тому, чему мог бы научиться, и не развивает в себе то, что мог бы развить
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОО (ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ): 1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного 2.Информационно-аналитическое 3. Психологическое проектирование 4. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных 5. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного 6. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении у детей дошкольного и младшего школьного возраста; 7. Осуществление мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик ребенка в группах дошкольного образования; 8. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Формы работы педагога- психолога в рамках ФГОС С детьмиС родителями С воспитателями
1 УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. учреждение и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей; родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку; включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения; включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования
2 УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка
3 УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Касается становления и развития детской игры. игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций; игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности; хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.