Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Актуальность: Актуальность выбранной темы связана с недостаточной детальной разработкой программ как индивидуальных занятий, так и тренингов для родителей, позволяющих корректировать детско-родительские отношения в конфликтных семьях, имеющих детей подросткового возраста
Цель исследования: Выявление влияния уровня конфликтности семьи на психологические особенности подростков, носящие девиантный характер. Задачи исследования: Провести анализ теоретического изучения проблем семейного неблагополучия, детско-родительских отношений в конфликтных семьях. Эмпирическим путем установить зависимость и влияние семейных конфликтов на формирование девиаций у подростков. Разработать рекомендации по основным направлениям профилактики конфликтов детско- родительских отношений.
База исследования: ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» г. Серпухова. В исследовании принимали участие обучающиеся в возрасте лет и их родители в возрасте лет. Методики исследования: тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» тест исследования тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина) опросник состояния агрессии (Басса-Дарки); тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В Столина ) тест поведения родителей и отношение подростка к ним (ПОР, В.Шафер)
Результаты определения уровня конфликтности родителей в семье
Результаты определения уровня ситуативной и личностной тревожности подростков в конфликтных семьях
Результаты диагностики уровня агрессивности и враждебности подростков
Результаты диагностики уровня родительского отношения к подросткам в конфликтных семьях
Результаты диагностики определения отношения подростков к родителям
Эмпирические выводы: По результатам исследования статистически значимым оказалась взаимосвязь высокого уровня конфликтности родителей и высокого уровня агрессивности у подростков. Также было выявлено, что уровень тревожности как личный так и ситуативный у ребят, проживающих в конфликтных семьях средний. Доминирующим стилем родительского отношения является Принятие\Отвержение. Существенных расхождений в отношений подростков к родителям не выявлено.
Рекомендации: Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Целевые группы профилактической работы Обучающиеся Семья Педагоги, специалисты Значимое окружение
Семинар-тренинг для родителей « Как пережить подростковый кризис»: Чувственность и жестокость. Понимание переживаний подростка – первый шаг к доверительному разговору Границы и правила: как договариваться и соблюдать договоренности в собственной семье «Где мои семнадцать лет?»
Программа тренинговых занятий по профилактике асоциального поведения Формирование адекватной самооценки. Повышение ответственности за собственное поведение. Развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
Программа психологического содействия социальной адаптации обучающихя - сирот «Я сам строю свою жизнь» ормирование жизнеспособной личности, обладающей внутренними ресурсами для успешного Формирование жизнеспособной личности, обладающей внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме взаимодействия в социуме
Лучший способ помочь ребенку – это…