Выполнила: Макарук Елена Викторовна учитель истории и обществознания МОУ СОШ г. о. Молодёжный
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации познавательной деятельности. В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи: Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как историческая игра и познавательные задачи. Охарактеризовать использование видеоматериалов и ИКТ в качестве средств активизации познавательной деятельности. Исследовать возможности семинарской работы в курсе преподавания истории.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам.
Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения. На интересном уроке учащиеся не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности.
Практическое использование игры на уроках истории. Игры при изучении нового материала на уроках истории. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. Работа с видеоматериалами на уроках истории. Семинар как форма активизации познавательной деятельности. Использование компьютерных технологий.
Развить умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное описание, образная характеристика и др. Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно- образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный приём-беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся.
Формирование исследовательских умений на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. Также важно знакомить школьников с текстом учебника после окончания работы с видеоматериалами и учитывать уровень подготовленности школьников к восприятию видеоматериала при вынесении тех или иных вопросов на обсуждение.
Семинар - это: «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».
Информационные технологии могут сыграть ключевую роль. При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность
В концепции модернизации исторического образования в РФ указывается на необходимость практической направленности исторического и обществоведческого образования молодого поколения XXI века. Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра – изначальная школа поведения, арифметика социальных отношений.
подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации учебной деятельности, как семинар, игра, видеоматериалы, познавательные задачи. Усвоив содержание предложенных методов, можно творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
1. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М Эльконин Д. Б. Психология игры. М С Борзова Л.П. Игры на уроках истории: Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, – 160 с. 4. Гукова В.В. Дидактические игры на уроках истории // История классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, – 207 с.: ил. 5. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности / Г. Н. Гришкова // Начальная школа, – С.