Школьные службы медиации
Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание и деятельность школьных служб медиации Конвенция о правах ребенка ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010 г. N 193 Указ Президента Российской Федерации от «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Распоряжение Правительства РФ от N 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Закон Красноярского края «Об Уполномоченном по правам ребенка в Красноярском крае» от 25 октября 2007 г. N Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от «Об организации работы служб школьной медиации» Письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» Примерное положение «Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении» Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки Красноярского края от ) Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от г. 5 Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от г. 12 Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от г. 9345, от г «О создании в системе образования института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса»
Конвенция о правах ребенка Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка. Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Ст.2 п.2 нормативное определение воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, п.3: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Ст. 12. Образовательные программы. п.1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Ст. 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. п.1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 193 процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от г. 9345, от г. 9930: «…создание в системе образования института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса» Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от : «…введение в практику институтов кураторов случая для социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом и медиаторов школьных служб примирения» Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от г. 12: «…задача расширения практики использования технологий школьной медиации в образовательно-воспитательном пространстве»
Положение «Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении» Уполномоченные действуют в целях защиты прав всех участников образовательных отношений через решение следующих задач: восстановление нарушенных прав участников образовательных отношений; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях; правовое просвещение учащихся, родителей, педагогов; информационно-разъяснительная работа по формированию ценностей «ответственного родительства» и устойчивых моделей воспитания детей без применения физического и психического воздействия.
Указ Президента Российской Федерации от об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на год Гл.VI п. 4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается: законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления; принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов; проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. Гл.VII п. 3. Первоочередные меры Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Распоряжение Правительства РФ от N 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДО 2014 ГОДА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛОЖЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ Наименование мероприятия Вид документа Срок исполнения Ответственные V. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 64. Организация служб методические август 2013 г. Минобрнауки РФ школьной медиации в рекомендации органырекомендации образовательных исполнительной учреждениях РФ власти РФ
Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от «Об организации работы служб школьной медиации» Службы школьной медиации в общеобразовательных учреждениях Красноярского края организовываются в целях создания и поддержания безопасного пространства, в котором конфликты могут быть урегулированы конструктивно, не только без агрессии, но с перспективами личностного и социального роста. Развитие служб обеспечивается через институт уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений и школьные службы примирения Уполномоченные выбираются из числа участников образовательного процесса в соответствии с локальным нормативным актом ОУ и действуют на общественных началах. Деятельность уполномоченных координируют муниципальные координаторы
Службы восстановительной медиации: - службы примирения, - центры медиации, - правовые клубы Основные направления деятельности школьных служб примирения: создание психологического комфорта всем обучающимся, оказавшимся в конфликтной ситуации; предупреждение повторных правонарушений; защита прав участников образовательных отношений.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки Красноярского края от ) Создание служб школьной медиации позволит: сократить количество конфликтных ситуаций, их остроту; повысить эффективность введения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повысить квалификацию работников ОУ по защите прав детей; обеспечить открытость деятельности ОУ в части защиты прав детей; создать условие для участия общественности в решении проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в ОУ.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки Красноярского края от ) Деятельность служб школьной медиации заключается в: разрешении конфликтов, возникающих в ОУ; проведении просветительской работы среди педагогов и родителей; предотвращении конфликтов; обеспечении формирования и обучения «групп равных» (групп детей для обучения процедуре медиации); координации действий участников «групп равных» по распространению знаний и основ позитивного мышления; обеспечении помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками; использовании данного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; с детьми и семьями СОП; по воспитанию конструктивного мышления в конфликтной ситуации.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки Красноярского края от ) Индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды: снижение деструктивного влияния конфликтов; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений; формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07 ) (являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, стратегий и планов) Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ 1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ 1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ 1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса 2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ 2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация» 1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07 ) (являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, стратегий и планов) Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 3. Разработка согласований по формированию СШМ 3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ 3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления 1.3. Решение общих организационных вопросов 4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования 5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы 6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных» 6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы) 6.2. реализация программ обучения «групп равных»
Интернет ресурсы: – сайт Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае И.Ю.Мирошниковой - сайт Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края – сайт об ответственном родительстве, содержит полезные советы для родителей и учителей о семейном воспитании