Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного.
Advertisements

Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Д ВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Цель урока: научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 65"
Бессоюзные предложения – это предложения, в которых присутствуют несколько простых предложений, не разделенных союзами.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Тире в бессоюзном сложном предложении «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Урок подготовки к итоговой аттестации в 9 – 11 классах подготовлен учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний) Учитель русского языка и литературы МС(к)ОУ.
Тире Точка с запятой Двоеточие Знаки препинания между частями БСП.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Транксрипт:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая в БСП ставится, если части БСП однотипны (однородны):выражают одновременность или последовательность событий, произносятся с перечислительной интонацией. В таком случае между частями БСП можно поставить союз И, в этом случае БСП похоже по смыслу на ССП.

В дали голубой столбом уж кружился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки. (можно подставить союз И)

Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями (как пауза конца предложения) Смысловые отношения простых предложений в составе БСП более сложные, чем сочинительные отношения перечисления Простые предложения осложнены (внутри них есть запятые)

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие, тоже распаханные холмы. (в конце 1-ого предложения можно поставить точку)

1. БСП со значением изъяснительных отношений (можно поставить ко 2-му предложению вопросы косвенных падежей ) со словами, выражающими мысли, чувства, волеизъявление: И УВИДЕЛ, И УСЛЫШАЛ, решил, И ПОЧУВСТВОВАЛ, СКАЖУ, СПРАШИВАЮ, ДУМАЮ или при их отсутствии, когда они подразумеваются)

1. Я тебе определённо скажу: у тебя талант.(можно подставить ЧТО) 2.Фёдор понял: речь шла о танках.(ЧТО) 3. Обломов оглянулся и увидел: перед ним стоял Штольц.(ЧТО) 4. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель.(…и увидел, ЧТО)

2. БСП со значением определительных отношений (можно поставить вопросы определения ) Пример Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль: обворуют лавку, сведут лошадей.(вопрос КАКАЯ?)

3. БСП со значением причинно- следственных отношений (можно поставить вопросы: почему? что из этого следует ? и подставить союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО. Пример Я не мог заснуть: передо мной во мраке вертелся мальчик с белыми глазами.(вопрос ПОЧЕМУ? союз ПОТОМУ ЧТО)

4. БСП со значением пояснения (2-ое предложение раскрывает содержание 1-ого, можно подставить А ИМЕННО, КАК ИМЕННО в 1-ую часть БСП) Пример Поведение Краснова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали. (а именно)

1. БСП со значением временных отношений ( МОЖНО ВСТАВИТЬ СОЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА когда, ПОКА, КАК ТОЛЬКО и т. д.) Пример Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.( можно подставить КОГДА в 1-ую часть)

2. БСП со значением условия (можно вставить союз ЕСЛИ ). Пример 1. Май холодный – год хлеборобный. 2. Любишь кататься – люби и саночки возить. ( в обоих случаях союз ЕСЛИ можно подставить в 1-ую часть)

3. БСП со значением следствия, результата, быстрой смены событий Пример 1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.( быстрая смена событий) 2. Я умираю – мне не к чему врать.( следствие ) 3. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.( результат )

1. Фонарей на улице не было Павел шагал наудачу раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился боль мешала думать. 2. В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу скрипнула где- то дверь послышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул.