«ТАКОЙ ВОТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ …»
«переходный», «трудный», «критический» 10-11; лет
– …«уже не ребёнок, но ещё не взрослый !!!» Подростковый возраст переломный переходный критический трудный возраст полового созревания Подросток
« Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А.Сухомлинский
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным
Три ступени подросткового возраста Младший подростковый возраст лет Средний подростковый возраст лет 14 лет – наиболее опасный Старший подростковый возраст лет
Дети Родители Самоутвердиться любыми способами Как себя вести: запрещать или разрешать Этот период психологи называют самым конфликтным
Физиологические основы кризиса Резкое увеличение роста и веса; Начало полового созревания;
Физиология подростка 15 лет 13 лет Интенсивность росла скелета опережает развитие мускулатуры (непропорциональность тела, подростковая угловатость, неуклюжесть) В организме ребёнка происходят гормональные изменения График изменений роста см/год юноши девушки
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей Изменение артериального давление Раздражительность Повышенная утомляемость Резкие перепады настроения неуравновешенности Подросток: «В 14 лет моё тело будто взбесилось»
Бурное протекание и смена эмоций
Психологические основы кризиса Проявление интереса к своему внутреннему миру
Кризис независимости строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
Кризис зависимости чрезмерное послушание; возврат к детским интересам и формам поведения; зависимость от взрослых; несамостоятельность; инфантильность в суждениях и поступках; подчинение мнению большинства; стремление быть «как все».
Бурное развитие критического мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа
Потребность в близких отношениях и внимании окружающих, группирование со сверстниками
Повышенный интерес к собственной внешности Повышенный интерес к сексу и взаимоотношению полов
Стремление не быть «как все»
Растущему организму требуется нормальное питание!
1 Главным для многих подростков становится не учёба, а возможность общаться с друзьями. Приоритеты подростков: Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. 45 % 55 %
2 На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. 48 % 52 %
3 Для подростков характерна разбросанность интересов. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов в другую среду вне школьной деятельности. Активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные (см. на следующем слайде) Интерес к урокам снижается, успеваемость падает. 29% 71%
В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
4 21% 79% Главным для многих подростков становится не семейные традиции, а возможность общения с друзьями.
5 Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении требовании подростка разговаривать с ним на равных. Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Выскажу своё мнение, так как я уже достаточно взрослый 48% 52%
Основной закон, на котором строится поведение подростка Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным, быть значимым: Ощущать свою состоятельность в учёбе, Чувствовать свою значимость в семье, Строить отношения со сверстниками, Вносит свой вклад в жизнь семьи, класса (реализовать свой творческий потенциал)
Как вести себя родителям? Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.
Во-вторых, отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались.
В-третьих, прекрасно, если вы сами и вовремя перережете «связь- резинку»
В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки).
В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.
Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2. Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. 3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом. 5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап. 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. 10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.