Пенсионная система: в поисках равновесия Назаров Владимир Станиславович Института экономики переходного периода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пенсионная система: в поисках равновесия Назаров Владимир Станиславович Институт экономики переходного периода.
Advertisements

1 Налоговая политика и пенсионная реформа в контексте модернизации России Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития.
Можно ли поднять пенсии до 40% заработной платы? Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 11 октября 2007 г. Конференция «Развитие.
Российский союз промышленников и предпринимателей Развитие пенсионных систем в в Российской Федерации (Сочи, октября 2006 г.) Налогообложение пенсий.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Тарифы страховых взносов (СВ) для страхователей, производящих выплаты физ.лицам База для начисления СВ Тариф СВНа финансирование страховой части пенсии.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Пенсионная реформа 3.0 Омельчук Татьяна Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
Деятельное долголетие Назаров В.С.. Тезис: добиться высоких коэффициентов замещения и приемлемого тарифа страховых взносов невозможно без повышения пенсионного.
О развитии пенсионной системы в Российской Федерации
1 Пенсионная система в Республике Молдова: актуарная экспертиза Кишинев, январь 2007 г. Н ЕЗАВИСИМЫЙ А КТУАРНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- А НАЛИТИЧЕСКИЙ Ц ЕНТР.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
Аналитическая модель пенсионной системы Республики Молдова Кишинев, май 2005 г. Н ЕЗАВИСИМЫЙ А КТУАРНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- А НАЛИТИЧЕСКИЙ Ц ЕНТР.
Ф М ] И.Трунин Налоговая политика: вызовы нового десятилетия 22 января 2010 года.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы Автор: учащийся 10 «Б» класса МОУ «СОШ 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска.
Налоги индивидуальный подоходный налог социальный налог земельный налог налог с транспортных средств налог на имущество сборы - обязательные налоговые.
Транксрипт:

Пенсионная система: в поисках равновесия Назаров Владимир Станиславович Института экономики переходного периода

Дефицит пенсионной системы (тариф на уровне 2010 года = 20%)

Коэффициент замещения (при реализации всех положений реформы)

Дефицит пенсионной системы, чтобы сохранить коэффициент замещения на уровне 2011 г. (тариф = 20%)

Как сбалансировать систему? Где найти 5% ВВП в год в течение ближайших 10 лет? Можно ли смириться со снижением коэффициента замещения до дореформенного уровня к середине 2020-х гг.? Если нет, где найти еще 2-3% ВВП в год с средины 2020-х гг.?

Неправильный ответ повышение тарифа с 20% до 26% Ожидаемый эффект для пенсионной системы 1) Увеличение взносов на 1,4 % ВВП (снижение дефицита на 27%) но 2) Рост расходов консолидированного бюджета РФ на выплату взносов за служащих и бюджетников (- 0,6% ВВП) 3) Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (- 0,2% ВВП) Итого фискальный эффект предлагаемой меры Без учета компенсации регионам = 1,0% ВВП (снижение дефицита на 22%) С учетом компенсации регионам = 0,6% ВВП (снижение дефицита на 12%) минус возможное уклонение от уплаты страховых взносов

Цена решения о повышении тарифа 1)снижение конкурентоспособности российской экономики, 2)снижение занятости, 3)уход заработных плат «в тень»

Цена решения о повышении тарифа 4) снижение прогрессивности налоговой системы Годовая заработная плата, тыс. руб. Доля работников группы в численности занятых, % Изменение налоговой нагрузки, % отдоотдо Риски: - требование введения прогрессивной шкалы НДФЛ; - высокая налоговая нагрузка на з/пл более 80% занятых может стать препятствие формирования добровольных пенсионных накоплений

Цена решения о повышении тарифа 5) препятствие на пути диверсификации экономики Виды экономической деятельности Рост налоговой нагрузки на ФОТ, % % ко всем налоговым платежам Добыча полезных ископаемых201 Финансовая деятельность183 Обрабатывающие производства, в т.ч.285 производство машин и оборудования286

Вывод по повышению тарифа Повышение страхового тарифа «закрывает» лишь незначительную часть дефицита пенсионной системы при этом избыточная нагрузка на относительно «узкую» налоговую базу приводит к: - неконкурентоспособности российской экономики, - снижению занятости, - уходу заработных плат «в тень», - закреплению сырьевой специализации экономики, - росту дефицита региональных и местных бюджетов.

Как сбалансировать пенсионную систему? Альтернативный сценарий – поиск источников финансирования помимо страховых взносов 1. Приватизация Стоимость активов, которые потенциально могут быть приватизированы, - 50% ВВП. Возможность приватизировать до 1 % ВВП ежегодно, в том числе через передачу пенсионным фондам государственных активов в счет поступлений по накопительной составляющей. 2. Средства ФНБ - лучше использовать доходы от ФНБ (опыт Норвегии); - в кризисной ситуации средства самого фонда (сейчас 7% ВВП).

Альтернативный сценарий – поиск источников (продолжение) 3. Равномерное повышение налогов, которые влияют на конкурентоспособность российской экономики не так сильно, как налоги на ФОТ: - установление единой ставки НДС на уровне 20% (+0,9%ВВП); - повышение НДПИ на газ природный (+0,4% ВВП); - расширение возможностей региональных и местных властей по повышению имущественных налогов. 4. Снижение других расходов федерального бюджета.

Альтернативный сценарий – снижение расходов пенсионной системы (повышение пенсионного возраста) Почему об этом МОЖНО говорить до 2020 года? Ожидаемая продолжительность жизни мужчиныженщины При рождении 6072,6 Для достигших пенсионного возраста 72,877,3 Для достигших возраста 65 лет 75,379,7 Средний период дожития в момент назначения пенсии по старости на общих основаниях должен составлять около 15 лет. В этой связи продолжительности жизни женщин позволяет повысить им пенсионный возраст до 65 лет.

Альтернативный сценарий – повышение пенсионного возраста Почему об этом НУЖНО говорить до 2020 года? 1) Другого пути повысить коэффициент замещения и сбалансировать систему в долгосрочной перспективе нет. 2) Средний возраст выхода на пенсию в России: мужчины – 57,9 лет, женщины – 54,6 лет.

Страна Пенсионный возраст МужЖен Польша 6560 Мексика 6560 Аргентина 6560 Египет 60 Тунис 60 Венгрия 62 Словакия 62 Йемен 62 Австралия 65 Великобритания Германия Греция Дания Ирландия Испания Италия Канада Нидерланды Новая Зеландия Португалия Финляндия Швеция Исландия 67 Норвегия США

Альтернативный сценарий - Повышение пенсионного возраста стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию Женщины старше 45 лет мужчины старше 50 лет Женщины моложе 45 лет мужчины моложе 50 лет в течение 20 лет повысить пенсионный возраст мужчинам и женщинам до 65 лет Объявить о реформе – сейчас. Затронет реформа - только «молодых». Фискальный эффект от реформы – снижение расходов на выплату пенсий начиная с 2020 года. Индексация пенсий для старших возрастов более быстрыми темпами, чем для младших возрастов

Дефицит пенсионной системы при - поддержании коэффициента замещения на уровне 31% - сохранении тарифа на уровне 20% В результате дефицит пенсионной системы сократится к 2040 году с 5% до 2,4% ВВП

Постиндустриальная парадигма пенсионной системы Пенсия – это 1) страховка от бедности в старости 2) принудительные накопления большая свобода использования средств: - покупка пожизненного аннуитета (классическая пенсия); - осуществление расходов, связанных с чрезвычайными жизненными обстоятельствами; - покупка социально значимых услуг, как для самого участника накопительной системы, так и для его ближайших родственников; - покупка недвижимости в регионах (странах) с благоприятным для здоровья пенсионеров климатом и доступными услугами в сфере здравоохранения и социального обеспечения

Спасибо за внимание!