Творческие способности и одарённость
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Модель Дж. Рензулли Мотивация Креативность Интеллект
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации).
Одаренность может проявляться: – в практической деятельности; – в познавательной деятельности; – в художественно- эстетической деятельности; – в коммуникативной деятельности; – в духовно-ценностной деятельности
По степени сформированности одаренности можно дифференцировать: – актуальную одаренность; – потенциальную одаренность.
По форме проявления Явная одаренность Скрытая одаренность
По широте проявления в различных видах деятельности Общая одаренность Специальная одаренность
Изобразительно- художественная одаренность В рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций
Оригинален в выборе сюжетов..
Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Особенности развития Познавательная потребность Сверхчувствительность к проблемам Познавательная самодеятельность
Дивергентность мышления (гибкость, оригинальность, продуктивность) Лёгкость ассоциирования Интересы и склонности Социальная автономность
Невербальные дивергентные задачи (агглютинация)
Невербальные дивергентные задачи (гибкость) Дом. Ракета, дорожный знак Конверт, палатка, кочерга, мордочка, мышки, корабль, стрела, клюв птицы, хвост животного, крыша, самолет. Солнце, мяч, яблоко, пешеходный знак, человеческая голова Цветок, штурвал, узор, тарелка Море Занавески, гусеница, туча, капельки, шарики
Невербальные дивергентные задачи (продуктивность)
Невербальные дивергентные задачи (спрятанные фигуры)
Вербальные дивергентные задачи (переформулированные) Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Вербальные дивергентные задачи (гибкость) Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Вербальные дивергентные задачи (гибкость) Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К ( детям предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
Генерация идей Игра «Составь предложение». Задание состоит в том, чтобы, используя три заданных слова, составить как можно больше осмысленных предложений. Вот примеры слов: автомобиль, мартышка, человек; альбом, собака, кошка; лампочка, дерево, высокий; грустный, покрывало, жевать; комар, ползать, тяжелый.
Найдите общие признаки. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Чашка книга; гвоздь кирпич; пол потолок; шкаф дом.
Взаимосвязь событий. Вот несколько ситуаций, требуется связать их воедино: Летом этого года чаще обычного шли дожди. Все утро птицы пели громче, чем обычно. Котенок и щенок весело играли друг с другом все утро. Весь день на улице звучала музыка.