Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования к : структуре Программы и её объему ; условиям реализации Программы ; результатам освоения Программы. Программа по реализации ФГОС называется Образовательная программа дошкольного образования ( далее – Программа ) Педагоги и воспитанники – это участники образовательных отношений.
Содержание программы включает определенные направления развития и образования детей ( далее – образовательные области ) Социально - коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно - эстетическое развитие Физическое развитие
Социально - коммуникативное развитие развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками ; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий, становление сознания ; развитие воображения и творческой активности ; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие владение речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного ), мира природы ; становление эстетического отношения к окружающему миру ; формирование элементарных представлений о видах искусства ; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора ; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость ; формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны ); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательных областей : Младенческий возраст (2 месяца - 1 год ): эмоциональное общение, манипулирование с предметами, познавательно - исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов и т. д. Ранний возраст (1 год – 3 года ): предметная деятельность и игры с игрушками ; экспериментирование с материалами и веществами ; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами ; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность ;
Дошкольный возраст (3-8 лет ) : Виды деятельности : - игровая, включая сюжетно - ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, - коммуникативная ( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками ), - познавательно - исследовательская ( исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними ), - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице ), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный или иной материал, - изобразительная ( рисование, лепка, аппликация ), - музыкальная ( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах ), - двигательная ( овладение основными движениями ) формы активности ребенка.
Образовательная программа дошкольного образования ( Программа ) Содержание Программы составляет: Не менее 60% - Обязательная часть Не более 40 % - Вариативная часть Программа состоит из 3-ех разделов: Целевой Содержательный Организационный
Целевой раздел включает : Пояснительную записку Планируемые результаты Пояснительная записка содержит : - Цели и задачи реализуемой Программы - Принципы и подходы к формированию Программы - Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста - Планируемые результаты освоения Программы ( конкретизируют требования Стандарта – к обязательной и вариативной части )
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка. Содержательный раздел Программы должен включать : Описание образовательной деятельности Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Организационный раздел должен содержать описание материально - технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок или режим дня, традиции, особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Дополнительный раздел Программы включает краткую презентацию, которая ориентирована на родителей ( законных представителей ) детей и доступна для ознакомления. Краткая презентация включает : Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если программа предусматривает особенности её реализации для этой категории детей ; Используемые Примерные программы ; Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Успехов Вам в работе !