ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Миссия дошкольного образования – становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости 2
3 формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности формирование предпосылок учебной деятельности формирование навыков здорового и безопасного образа жизни сохранение и укрепление здоровья детей Дошкольное образование Из закона «Об образовании в РФ» направлено на:
4 ФГОС обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Из закона «Об образовании в РФ»
5 Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования Из закона «Об образовании в РФ»
6 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации Вовлеченность семьи Из закона «Об образовании в РФ»
7 ФГОС ОСНОВА РАЗРАБОТКИ Конституция Российской Федерации Конвенция ООН о правах ребенка ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации
любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни владеющий средствами вербального и основами невербального общения владеющий средствами вербального и основами невербального общения ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
9 качество основной образовательной программы дошкольного образования развивающая образовательная среда, профессионализм педагогических работников ожидаемые результаты обучения Что оценивается?
10 Помочь детям оценить собственный прогресс понять, чему учиться и что делать развивать интерес к познанию Цели оценивания
11 Помочь родителям в познании мира ребенка оценить социальную компетентность ребенка понимать особенности взросления своих детей сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями Цели оценивания
12 Социокультурная среда Дошкольного детства
Среда, обеспечивающая благополучие каждого ребенка Каждый ребенок ощущает свою принадлежность к сообществу класса и испытывает чувство комфорта Каждый ребенок ощущает свою принадлежность к сообществу класса и испытывает чувство комфорта Педагог проявляет уважение к детям, интересуясь их чувствами, идеями и их жизнью Педагог проявляет уважение к детям, интересуясь их чувствами, идеями и их жизнью Педагог создает атмосферу, где дети могут свободно выражать себя Педагог создает атмосферу, где дети могут свободно выражать себя
Cреда, стимулирующая детей расширять границы познания Cоздание исследовательской среды Предоставление задач «открытого» типа Фокус на процессах, а не только на продуктах работы Мотивация решать задачу несколькими способами
Развитие чувства доверия, привязанности и индивидуальных отношений Учет и удовлетворение потребностей каждого ребенка Поддержка детей с социально- эмоциональными проблемами и проблемами с обучением Использование «активного выслушивания» при разговоре с детьми Ценность уникальности каждого ребенка
Физическая среда- привлекательная, безопасная, инклюзивная, стимулирующая Высококачественные материалы, оборудование и мебель, соответствующие возрасту и развитию детей, хорошего качества и физически безопасные Возможность видеть детей все время или быть уверенным в том, что их видит воспитатель Гарантированная безопасность детей Предоставление материалов, способствующих развитию здоровых привычек Среда, в которой, все дети будут чувствовать себя в безопасности
Среда, привлекательная и комфортная для разнообразной деятельности детей Возможность детям самостоятельно выбирать материалы и самим убирать их Возможность поддерживать чистоту и порядок в классе, но при этом побуждающая заниматься искусством, естествознанием и другими исследовательскими занятиями, создающими определенный беспорядок; Возможность размещать фотографии детей и их семей, рисунки детей, их художественные работы на уровне глаз детей. Возможность обновления среды в соответствии с текущими интересами и проектами детей Включение в среду предметов домашнего обихода (большие напольные подушки, растения) Наличие места как для спокойных, так и для активных занятий
Наличие в среде развивающих и образовательных центров деятельности Возможность обновления материалов в центрах, отражающих интересы детей, темы или проекты, над которыми они сейчас работают Наличие в центрах материалов «открытого типа», которые можно исследовать Вовлечение детей в проектирование материалов, которые будут помещены в центры занятий Возможность организации помещения, чтобы дети могли пользоваться им самостоятельно
Наличие в среде оборудования и материалов, побуждающих детей исследовать, играть и учиться Доступность материалов: возможность легко достать, а затем убрать на место Наличие разнообразных материалов (структурированных и неструктурированных), соответствующих интересам, опыту, стилям обучения и уровню развития каждого ребенка Возможность обновлять предлагаемые детям материалы Возможность создания материалов совместно с детьми Наличие межпредметных материалов (например, в центре математики можно поместить истории о великих математиках, задачи в письменном виде, блоки (кубики) и т.п.)
Среда, побуждающая детей участвовать в ее планировании, организации и поддержании Возможность приносить и хранить вещи из дома или с улицы, чтобы оснащать центры занятий
Адаптивная физическая среда, отвечающая потребностям отдельных детей Возможность изменения среды на основании наблюдений педагога за детьми Возможность дифференциации материалов и организация помещения группы для удовлетворения потребности детей, где уважается их культура Возможность адаптации физической среды, учитывающей потребности отдельных детей Возможность адаптации учебной среды, в зависимости от стилей обучения, роста детей, культурных предпочтений
Среда, способствующая развитию у детей чувства сообщества
23 Социокультурная образовательная среда детского сада Обеспечивает: содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг) сетевое взаимодействие участников образовательного процесса сетевое взаимодействие детского сада с другими организациями социальной сферы поддержку деятельности педагога
24 Системные изменения: дошкольное образование 2013 г г. Ведущей является «Учебно- дисциплинарная модель» ориентирована на подготовку к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ, основана на требованиях к результатам, которые демонстрируют дети Ведущей является «Личностно- ориентированная модель» направлена на личностно- ориентированный, персонализированный педагогический подход, основана на требованиях к социокультурной образовательной среде дошкольной образовательной организации, обеспечивающих достижение образовательных результатов
25 Системные изменения: детский сад 2013 г.2018 г. Ориентирован на обучение детей конкретным предметным знаниям в традиционной академической модели Ориентирован на начальное формирование предметных навыков: чтение, письмо, счет Ориентирован на обеспечение физического и психического развития детей Ориентирован на обеспечение творческого развития детей Обеспечивает уход и присмотр за детьми Ориентирован на организацию учебно- воспитательного процесса и формирование предметных навыков в развивающей социокультурной образовательной среде Ориентирован на формирование метапредметных навыков и универсальных учебных действий Ориентирован на формирование личностных навыков: креативность, коммуникация, ответственностьуверенность в себе, инициативность, способность к саморефлексии и оценке собственного прогресса и др. Обеспечивает формирование мотивации к познанию и творческой деятельности Обеспечивает полноценную информационную поддержку родителей: помогают оценить социальную компетентность ребенка, формируют реалистичные ожидания по отношению к ребенку, помогают в познании мира ребенка и др. Ориентирован на сотрудничество с родителями в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями
26 Системные изменения: дошкольник 2018 г.2013 г. Ключевые навыки: Интеллектуальное развитие Грамотность Счет Предметные знания Краткосрочные результаты Ключевые навыки: Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Креативность Самостоятельность Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Долгосрочные результаты
5 ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА С Социальная: Умение работать в группах, играть / делиться с другими, следовать правилам Ф Физическая: Развитие мелкой моторики рук и физической активности И Интеллектуальная: Знание и понимание окружающего мира Т Творческая: Развитие самовыражения и детского воображения Э Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями
28 Дети - это счастье, дети - это радость, Дети - это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.