Известно, что любая травма у ребенка - это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в Законе РФ «Об образовании» в ст.28 прописано
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья…; 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Травмой (греч. trauma -- повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на: 1. механические (ушибы, переломы, раны и др.); 2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары); 3. химические (химические ожоги, острое отравление, удушье); 4. электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением)
Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время: - перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%; - занятий по физической культуре от 20 до 17%; - экскурсий, походов, прогулок, от 9,4 до 14%; - учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%; - соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%; - в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 - 2% от общего количества травмированных.
. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По некоторым данным, это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.
Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 11 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, а обучающиеся 5 класса проходят адаптацию к новому режиму.
1.Ушибы, ȇ реломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная травма 2. Травмы "неосознанного садизма": а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности); б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному ȇ релому позвоночника, ȇ релому крестца, копчика, потере зрения); в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности); Неосознанный садизм или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка. 3 Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи избиения старшими младших детей. 4. Игра в снежки, окунание в снег. 5. Травма глаз или кожного покрова при использовании пиротехнических средств (ретард, факел-свечи, самодельных салютов ; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).
Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса; оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи: вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;
- проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа; организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.; несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса; - осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка,… и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Каждый обучающийся средней общеобразовательной школы должен соблюдать: 1. Общие правила поведения: 1.1. Регулярно посещать уроки и обязательные внеурочные мероприятия (классные часы, предметные экскурсии и т. д.) Приходить в школу заблаговременно за минут; до звонка на урок пройти к кабинету, в котором будет проходить очередное занятие В обязательном порядке иметь при себе все необходимые на данный день учебники, тетради, дневник, ручку и другие учебные принадлежности Регулярно готовить домашние задания Соблюдать в школе чистоту и порядок В осенне-зимний период, а также в ненастную погоду иметь при себе сменную обувь, переобуваться перед началом первого урока на 1 этаже школы Не курить в помещении школы Беречь школьное имущество. Не рисовать на стенах и партах Не засорять туалеты посторонними предметами, а после пользования питьевой водой закрывать водопроводные краны Быть аккуратным, носить опрятную одежду Иметь спортивную форму для уроков физкультуры и спецодежду для уроков труда. 2. Правила поведения на уроке и на перемене:
2.1. Соблюдать дисциплину, как на уроках, так и на переменах По окончании уроков выходить из класса с целью проветривания кабинета Быть вежливыми и предупредительными с другими учащимися и учителями, уважительно относиться к товарищам Не допускать в помещении школы нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека Не допускать случаев психического и физического насилия над учащимися, все споры разрешать только мирным путем Выполнять требования дежурных учителей и учащихся Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, трудового обучения Во время перемен не бегать, не толкаться, не создавать травмоопасных ситуаций Быть предельно внимательным на лестницах: не бегать по ним, не прыгать через ступеньки, не кататься на перилах, не перешагивать и не перегибаться опасно через них. Останавливать нарушителей правил безопасности В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы.
3.1. Находясь в школьном столовой, проявлять аккуратность, не оставлять продуктов питания и посуды на столах, не сорить на пол Соблюдать дисциплину и терпение, завтраки и обеды получать только в порядке очереди Во время еды вести себя спокойно, не размахивать столовыми приборами, не кричать, не толкаться Перед приемом пищи вымыть руки с мылом Не следует находиться в столовой в верхней одежде и головном уборе.
. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.