Безопасность движения в осенне-зимний период для водительского состава
Уровень смертности в результате автомобильных аварий на дорогах России в осенне-зимний период составляет более 20 человек на 100 тысяч жителей, что существенно превышает данные этого показателя в европейских странах.
Осенне-зимний период эксплуатации автомобильного транспорта является наиболее сложным и требующим проведения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов, с учетом погодно-климатических и дорожных условий работы.
С началом снегопадов состояние дорожных покрытий и условия видимости ухудшаются, вследствие этого увеличивается вероятность аварийной ситуации. При движении в таких условиях необходимо двигаться с особой осторожностью, чтобы не вывести автомобиль из строя, не сделать поломок ходовой части не совершить дорожно- транспортного происшествия
Лучший способ избежать проблем на дороге - это плавное вождение.
Из-за наличия снега на обочинах дорог, ширина проезжей части уменьшается. Поэтому необходимо избегать съездов на обочину, т.к. автомобиль может увести в сторону, даже опрокинуться, а особенно при большой скорости обочина - большая опасность. При съезде на обочину выбирайте минимальную скорость
Алгоритм поведения в ситуации с развивающимся заносом на заднем приводе следующий: в начальной фазе заноса резко повернуть руль в ту же сторону и, не дожидаясь эффекта от этого действия, вернуть его обратно в нейтральное положение. Выполнив серию таких опережающих действий, можно постепенно уменьшить угол заноса и стабилизировать автомобиль, не доводя до появления динамического хлыста. Но любая стабилизация – это не просто руление, а комплекс одновременных действий. Утренние морозы покрывают дорогу тонким слоем льда, шины теряют сцепление с дорогой. Необходимо двигаться предельно осторожно, без резких ускорений и торможений.
Обращение с газом в заносе заднеприводного автомобиля Слегка отпустить педаль акселератора, чтобы равномерно распределить нагрузку по обеим осям, но ни в коем случае не бросать ее и не выжимать сцепление. Более того, по мере стабилизации автомобиля допускаются кратковременные импульсы газом в момент прохождения задней оси через нулевую точку (ровное положение автомобиля относительно направления первоначального движения), как бы выталкивающие машину из заноса.
При движении по дорогам грязные брызги из-под колес встречных и попутных автомобилей попадают на стекла и ухудшают видимость. Поэтому недопустим выход на линию автомобиля с неисправными стеклоочистителями и стеклоомывателями.
После того, как водитель проехал по воде, немедленно следует проверить действия тормозов. При движении по воде, тормозные колодки смачиваются водой и теряют коэффициент трения, эффективность тормозной системы снижается. Необходимо немедленно нажать на педаль и держать до восстановления эффективного торможения. При этом необходимо двигаться с малой скоростью.
Среди различных видов дорожно-транспортных происшествий в осенне-зимний период преобладают столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов, составляющие 70 % от общего числа ДТП, совершенных по вине водителей автомобилей.
Основными причинами совершения дорожно- транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов и столкновениями автотранспортных средств, является неправильный выбор водителями скорости в сложных для движения условиях и безопасной дистанции.
Совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололед Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость, не применяя резкого торможения.
Особую опасность представляют перекрестки и остановки общественного транспорта, когда дорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.
Общие правила движения на скользкой дороге: - своевременно снижайте скорость, - увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам, - выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.
. Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает - на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом - и никакого воздействия на машину уже оказать не может.
На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.
Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2 а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения.
Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2 б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно "загрузить" их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ - нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.)
Машина как бы "клюнет носом", пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть- чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется "загрузка - поворот - тяга" (рис. 3).
Если на скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля, поставьте руль в положение движения по прямой и постарайтесь еще раз плавно повернуть или используйте прием "загрузка-поворот- тяга".
На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют - юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется - колеса должны вращаться.
Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться "запас тяги". Управляют "тягой" педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.
Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге: - если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение; - при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали; - при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты; - при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.
Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом- изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.
В осенне-зимнее время световой день короче и водителю приходится больше пользоваться светом фар. Строго соблюдайте правила дорожного движения, не ослепляйте друг друга на разъездах, своевременно переключайте фары на ближний свет.
При движении автомобиля в дождь и снег необходимо помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла.
Увеличивается тормозной путь - значит, повышается общая опасность движения. При движении на подъем выбирайте такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема.
При спуске не выжимайте сцепления, ведите автомобиль на включенной передаче, плавно притормаживая.
. Не выезжайте на неисправном автомобиле. Исправные тормоза, рулевое управление, шины, приборы освещения - залог безопасной работы на линии.
Не подавайте резких звуковых и световых сигналов при появлении пешеходов на проезжей части, т.к. торопясь сойти с дороги, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем.
ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ: На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.