Развитие способности решения задач на уроках математики Формирование базовых способностей
Важно: 1.Количество изученных тем, которые осваивают дети, 2.Овладение детьми способов их получения, 3.Самостоятельное строительство нового знания.
Обучение способам построения новых знаний – является выходом Обучаясь способам получения знания у обучающихся развиваются мыслительные способности
Содержание урока – формирование ЗУН две «роли» ученика: слушать учителя, запоминать алгоритм научиться качественно воспроизводить этот алгоритм
Результат научаются действовать в стандартных ситуациях; часто ничего не могут сделать, если задание изменено, т.е. не опознают задачу, которая решается известным им способом; у учащихся остается набор разрозненных заданий и их решений, которые никак не систематизированы.
Содержание урока - освоение способов, развитие мыслительных способностей погружение в ситуацию решения задачи; сами начинают порождать способ решения; учитель работает со всеми вариантами детских ответов; развиваются определенные способности, связанные с процессом решения задач.
Деятельность учителя Носитель образца выполнения задания контролирует правильность результата участник процесса, он так же, как и дети осуществляет мыслительную работу, разбирает вместе с детьми предлагаемые варианты решения.
Содержание урока Формирование ЗУН алгоритм Развитие способностей способ
Способность Совокупность способов Понимание специфики ситуаций, в которых они являются средством решения задач Возможность их изменить
Этапы процесса решения задачи Понимание Моделирование Выдвижение способа решения Реализация способа решения Рефлексия.
Моделирование – центральный этап содержит в себе результат понимания только при работе с моделью можно выдвинуть способ решения задачи выявление существенных характеристик представление их взаимосвязи в графической форме.
Понимание (необходимы средства восстановления сюжета) Моделирование (необходимо различать существенное - несущественное, воображение для представления типа взаимосвязи характеристик) Выдвижение способа и его реализация (разбиение задачи на подзадачи,выдвижение гипотез, анализ результатов) Рефлексия ( восстановление способа, рациональность – нерациональность, другие способы решения, количество ответов)
Задача (Алгебра: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев и др.; под ред. С.А.Теляковского) В корзине было в 2 раза меньше винограда, чем в ящике. После того как в корзину добавили 2кг, в ней стало винограда на 0,5 кг больше, чем в ящике. Сколько винограда было в корзине?
Чертеж 1
Чертеж 2
Чертеж 3
П. В ? 20 – 2 = 18 (р.) Петя поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько поймал Ваня, если Петя поймал их 20?