КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «А Вы знаете, что такое коррупции!?» Ильясова Аминат Усмановна Классный руководитель 11 «б» класса
Сегодня вы узнаете: I.Понятие «коррупция» II.Основные этапы проявления коррупции в России III.Формы коррупционных отношений IV.Причины коррупции V.Последствия коррупции VI.Ситуационные задания (групповая работа)
I Понятие «коррупция» Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том как зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
Как вы считаете, что такое «коррупция»? Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией.
Коррупция – ложь, аморальность Коррупция – взяточничество Коррупция – слишком много взяток Коррупция – слияние криминала с властью Коррупция – комплекс коррупционных отношений Коррупция – элемент любых соц. отношений Коррупция – система устройства власти «Невидимые руки» коррупции
II Основные этапы появления коррупции в России. XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции). XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III. XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV. XVII век – по Соборному Уложению 1649 г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. С 1826 г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления. С 1918 г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. С 1922 г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел. С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т.к коррупция считалась редким явлением.
III Формы коррупционных отношений Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000). А теперь мы познакомимся с формами коррупционных отношений: Взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств Незаконное присвоение и злоупотребление при использовании государственных фондов, растраты Кумовство, фаворитизм Продвижение личных интересов, сговор Защита и покровительство Злоупотребление властью
IV Причины коррупции Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции? Задание: Объединитесь в группы по 5 человек и в течение 3-х минут напишите на листе предполагаемые причины коррупции.
Ответы учащихся: - Низкая заработная плата государственных служащих - Незнание законов - Желание легкой наживы - Частая сменяемость лиц на различных должностях - Нестабильность в стране - Коррупция как привычка - Низкий уровень жизни населения - Слабая развитость государственных институтов - Безработица и т. д.
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Как вы считаете, достаточно ли мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения этой проблемы?
Поступайте правильно: не давайте и не берите взятки; старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности; предавайте гласности случаи коррупции. Вы также можете: изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции; писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты; принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией. Изучать данное явление. Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.
VI Ситуационные задания Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: 1. О какой форме коррупции идет речь? 2. Каковы вредные последствия данного поступка? Работаете в группах, от имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение.
Ответ на вопрос: Взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД. Ситуация 1: При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Иванов И.И. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Иванова И.И.
Ответ на вопрос Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – материальные урон бюджету государства. Ситуация 2 Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.
Ответ на вопрос Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Ситуация 3 Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».
Ответ на вопрос (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Ситуация 4 Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей.
Ответ на вопрос Злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость. Ситуация 5 Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты.
На этом наш классный час закончен. В следующий раз мы поговорим о «коррупция за и против», а так же более подробно изучим «Закон о борьбе с коррупцией». Творческое задание на дом: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!" Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.
Спасибо за внимание