Программа по профилактике ДДТТ (проект) МО классных руководителей «Профилактика и предупреждение ДДТТ» г.
Проблема Одна из причин дорожно-транспортных происшествий является низкая культура участников дорожного движения, их недисциплинированность. Необходимо постоянно развивать в каждом участнике дорожного движения понимание опасности на дороге, целенаправленно разрушать часто встречающиеся иллюзии безопасности. Необходимо продумывать и осуществлять систему постоянного воспитания и обучения культурному, а значит безопасном поведению на дороге всех возрастных групп населения, начиная с дошкольного возраста.
Факторы, влияющие на причины ДДТТ: личностно-характерологические свойства людей; возрастные особенности; психические состояния
Соотношение психологии младших подростков и причин ДТП, ДДТТ Причины ДТП и ДДТТ Психология младшего подростка Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения Проявление чувства «взрослости» Переоценка своих возможностей Не зрелые самосознание и самооценка Неумение брать на себя ответственность за свои действия Незрелость нравственного и правового сознания Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД Привлечение внимания референтной группы к своей личности, импульсивность Незнание ПДД, сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге Ограниченный опыт безопасного поведения на дороге, конвергентное мышление Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей) Самоутверждение в группе Минимум знаний и умений вождения. Демонстрация взрослости, рискованности
Соотношение психологии старших подростков и причин ДТП, ДДТТ Причины травматизма Психология старшего подростка Переоценка своих возможностей, невнимательность Спешка по делам, увлеченность чем-либо Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге Социально-негативный опыт, автономная мораль Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей) Личностное самоопределение, демонстрация взрослости, рискованности
Цель профилактики ДДТТ создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные направления деятельности ОУ обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах; обучение и воспитание учащихся ОУ основам безопасности дорожного движения; совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения; воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Направления реализации программы: Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Цель программы: организация занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками для приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Обучающие задачи: расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улице и дорогах; изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге; формирование практических умений пешеходов; формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения; освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Воспитательные задачи: формирование культуры участника дорожного движения; воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения; профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД
Развивающие задачи развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения; развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
1. Учебный процесс проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ; изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами; проведение учебных экскурсий; показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.
2. Внеурочная деятельность проведение тематических классных часов; беседы инспекторов дорожной инспекции с обучающимися; участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне; участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции «Внимание – дети!»; обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно- транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области; проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения; ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места; создание и работа отряда юных инспекторов движения.
3. Информационное и материально- техническое обеспечение программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении; оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе; наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы; инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах.
4. Работа с родителями обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях; обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета; проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
5. Контроль со стороны администрации проверка правильности и систематичности заполнения журналов; обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.; посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственными за организацию работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
Используемые ресурсы: сайт deti.gibdd.ru Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» с.