КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ II конференция работников образования Центрального округа «Развитие системы образования Центрального округа в контексте модернизации муниципальной системы образования города Новосибирска» II конференция работников образования Центрального округа «Развитие системы образования Центрального округа в контексте модернизации муниципальной системы образования города Новосибирска» Круглый стол «Моделирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реформирования: проблемы и перспективы»» 26 августа 2014 МКДОУ д/с 429 Центрального округа г. Новосибирска 26 августа 2014 МКДОУ д/с 429 Центрального округа г. Новосибирска Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений ООП объем, разделы, принципы и подходы к формированию программы требования к структуре образовательной программы дошкольного образования: п – 2.13 ФГОС ДО Конструирование ООП ДО дошкольной образовательной организации
Самоанализ образовательной программы ГРУППЫ в дошкольной образовательной организации Структура ООП ДО Целевой РАЗДЕЛ Содержательный РАЗДЕЛ организационный РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Материально-техническое обеспечение Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Распорядок и / или режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционная работа и/или инклюзивное образование ПРОГРАММА, соответствующая ФГОС ДО, ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА: ЦЕЛЕВОЙ раздел Программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ раздел Программы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ раздел Программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В каждом разделе Программы отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры в обязательной части Программы Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры в обязательной части Программы Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ целевой раздел ООП ДО п ФГОС ДО
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик б) способы и направления поддержки детской инициативы в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционная работа и/или инклюзивное образование Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционная работа и/или инклюзивное образование
Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционная работа и/или инклюзивное образование СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП ДО п ФГОС ДО п. 2.6 ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики образовательных потребностей и интересов детей
Используемая примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПОО ООП ДО) из Реестра Используемая примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПОО ООП ДО) из Реестра Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка п ФГОС ДО п. 2.6 ФГОС ДО Методические пособия, обеспечивающие реализацию примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПОО ООП ДО) по каждому направлению развития ребенка Методические пособия, обеспечивающие реализацию примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПОО ООП ДО) по каждому направлению развития ребенка Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива сложившиеся традиции Организации или Группы п ФГОС ДО
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития ДАННЫЙ РАЗДЕЛ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: п ФГОС ДО
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования Материально-техническое обеспечение Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Распорядок и / или режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Материально-техническое обеспечение Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Распорядок и / или режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования Материально- техническое обеспечение Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Распорядок и / или режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Используемые Примерные программы Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Используемые Примерные программы Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
РЕАЛИЗАЦИЯ ООП ДО В ГРУППЕ ДОО
4 часа в день на дополнительное образование дошкольника 6 часов в день на пять образовательных областей Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 60% общего времени 40% общего времени ЕСЛИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ОТВОДИТСЯ 10 ЧАСОВ В ДЕНЬ, то:
Календарно-тематическое планирование Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
ТЕМА «ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ» «Яркие осенние листья» «Вкусные дары осени» ТЕМА «МИР ИГРЫ» «Игрушки из глины и пластилина» ТЕМА «МИР ВОКРУГ НАС» «Что случилось с куклой Машей» «Круг и квадрат: сказка на новый лад» ТЕМА «МИР КРАСОТЫ» «Разноцветн ый мир» ТЕМА «МАМА, ПАПА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» «Наша дружная семья» ПОП ДО «Детство», с МЛАДШАЯ ГРУППА: октябрь
БЛАНК КОНСТРУИРОВАНИЯ РАСПИСАНИЯ НА ОДИН ДЕНЬ
Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
ВРЕМЯРЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство Подготовка к завтраку, завтрак Игра, самостоятельная деятельность Организованная образовательная деятельность Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры Подготовка к полднику, полдник Игры, самостоятельная деятельность детей Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к ужину, ужин Игры, уход детей домой Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений