« Ребенка обучишь - дашь миру человека». В.Гюго. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно- транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы и методы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие пока качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей на поиск новых, более совершенных форм совместной работы в решении данного вопроса.
Практико - ориентированный, коллективный, направленный на триаду : педагог, родители, дети.
Оптимизировать работу педагогов с семьёй на основе двустороннего взаимодействия, направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов. Продолжать формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения. Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность воспитателей, родителей и детей. Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей. Создать условия для реализации проекта.
Подбор материала о Правилах дорожного движения. Консультации для родителей. Изготовление реквизитов для проведения сюжетно ролевых игр по ПДД. Оформление стендов «Уголок безопасности», «История ПДД», «Законы улиц и дорог», «Дети и дорога» и т.д. Знакомство со знаками дорожного движения. Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок о транспорте. Рассматривание альбома «Виды транспорта». Наблюдение за проезжей частью. Наблюдение за поведением пешеходов. Дидактическая, подвижные, театрализованные игры. Привлечение родителей к оформлению материалов для занятий. Конкурсы рисунков: «ПДД глазами детей». Памятки для родителей. Разучивание стихов про правила дорожного движения.
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения. 2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях. 3. Просмотр видеоматериала. 4. Знакомство с литературными произведениями : С. Михалков « Светофор », « Скверная история », М. Пляцковский « Светофор », А. Северный « Три чудесных цвета », Я. Пишумов « Азбука города », « Просто это знак такой …», « Постовой », « Продуктовая машина », О. Бедарев « Если бы …», Н. Носов « Автомобиль », В. Головко « Правила движения »,) и т. д. 5. Использование игр : Дидактических : « Подумай – отгадай », « Красный – зеленый », « Какой это знак ?», « Кто больше знает ?», « Собери машину », « Угадай - ка », « Отгадай - ка », « Объясни » и т. д. Подвижных : « Воробышки и автомобиль », « Цветные автомобили », « Ловкий пешеход », « Пешеходы и транспорт » и т. д. 6. Знакомство со знаками дорожного движения. 7. Загадывание загадок о транспорте. 8. Рассматривание альбома « Виды транспорта ». 9. Наблюдение за проезжей частью. 10. Наблюдение за поведением пешеходов. 12. Подбор материала для разработки семейной викторины « Зеленый огонек ».
Оформление стендов: «Уголок безопасности», «Дети и дорога», «Законы улиц и дорог». Решение игровых ситуаций. Конкурс рисунков «Правила движения глазами детей» Конкурс чтецов « Азбука движения». Семейная викторина «Зеленый огонек». Презентация проекта. Участие в районном конкурсе»Зеленый огонек»
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности семьи и детского сада по охране и безопасности жизни детей; Появление устойчивых навыков безопасного поведения у детей в любой дорожной ситуации; Повысилась заинтересованность родителей проблемой детского дорожно- транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Знания ПДД Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части
О. В. Дыбина « Занятия по ознакомлению с окружающим миром », Н. Н. Авдеева « Безопасность », К. П. Нефёдова « Транспорт. Какой он ?» Т. Р. Кислова « По дороге к азбуке », Т. Ф. Саулина « Три сигнала светофора », Н. А. Извекова « Правила дорожного движения », В. В. Поляков « ОБЖ ».