ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школьников.
Концептуальные соображения Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не называться. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников. На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Процесс познания гораздо важнее, чем само знание. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления. В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются. «Все способны». Каждый ребенок способен ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Творческая деятельность – безоценочная деятельность. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Мастер – для ученика, а не ученик для мастера. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер – садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Дидактика Основное действие мастерской – совместный поиск знаний Понимание проблемы Выдвижение гипотез Обсуждение, формулировка новых Предъявление аудитории Исправление недочетов, выстраивание новых гипотез
АЛГОРИТМ МАСТЕРСКОЙ Первый этап «Схватывание» (индуктор). Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность. Применяется индуктор (скрытый смысл темы) – слово, образ, предмет, звук, мелодия – всё, что может вызвать поток воспоминаний, ощущений, вопросов.
Второй этап – деконструкция. Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос- смешение слов, явлений, событий. Каждому предоставляется возможность определить путь поиска нового знания. Третий этап – организующее ядро. Мастер предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, таблиц, схем, фактических данных – все, что способно пробудит фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.
Четвертый этап – созидание, реконструкция. Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Можно работать индивидуально, в паре, либо в группе. Пятый этап – социализация и афиширование. Предъявление созданного продукта, наработок, идей, планов. Произведения учеников вывешиваются в аудитории, все с ними знакомятся.
Шестой этап – корректировка, или разрыв. В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и формирование на этой основе информационного запроса (выстраивание новых проблем). Седьмой этап – рефлексия. Критический анализ полученного знания, обобщение чувств, возникших в мастерской