Д ИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ : На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Ц ЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ : Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства Нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
НЕОБХОДИМО На этапе поступления в школу выявлять не только готовность ребенка к школьному обучению, но и также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, его интересы и способности. По мере обучения ребенка в начальной школе продолжать отслеживать интересы и способности детей, вести мониторинг.
О РГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ : Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми. Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся. Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
О ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Повышение интеллектуального уровня учащихся. Творческая самореализация выпускника начальной школы. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Г. М. К ОДЖАСПИРОВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ОДАРЕННОСТЬ КАК : 1) КАЧЕСТВЕННО СВОЕОБРАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; 2) ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ИЛИ ОБЩИЕ МОМЕНТЫ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ШИРОТУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, УРОВЕНЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; 3) УМСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТ, ЦЕЛОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ К ЧТЕНИЮ ; 4) СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАТКОВ, ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ И СВОЕОБРАЗИЯ ПРИРОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК СПОСОБНОСТЕЙ ; 5) ТАЛАНТЛИВОСТЬ ; НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
С ПОСОБНОСТИ – ЭТО СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ч ЬИ СПОСОБЫ ЛУЧШЕ ( С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТОЙ ЖЕ САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ), У ТОГО И ВЫШЕ СПОСОБНОСТИ. В ЭТОМ И СОСТОИТ РАЗЛИЧИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. О ДНИ РЕШАЮТ ЗАДАЧУ ПЕРЕБОРОМ ВАРИАНТОВ, ДРУГИЕ ИЩУТ И НАХОДЯТ ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ. О ДНИ, ВСТРЕТИВШИСЬ С НОВОЙ СИТУАЦИЕЙ, ИЩУТ В ПАМЯТИ ЧТО - ТО ПРИВЫЧНОЕ, ЧТОБЫ КАК - ТО СПРАВИТЬСЯ С НЕЙ, ДРУГИЕ ИЩУТ СОВЕРШЕННО НОВОЕ РЕШЕНИЕ.
О ДАРЕННОСТЬ – ЭТО СИСТЕМНОЕ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ В ТЕЧЕНИИ ЖИЗНИ КАЧЕСТВО ПСИХИКИ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ ( НЕОБЫЧНЫХ, НЕЗАУРЯДНЫХ ) РЕЗУЛЬТАТОВ В ОДНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. О ДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЯРКИМИ, ОЧЕВИДНЫМИ, ИНОГДА ВЫДАЮЩИМИСЯ ДОСТИЖЕНИЯМИ ( ИЛИ ИМЕЕТ ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ТАКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ) В ТОМ ИЛИ ИНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. О ДАРЕННЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧАЩИЕСЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ДЛЯ ЭТОЙ РАБОТЫ ЛЮДЬМИ. О ДАРЕННЫЕ ДЕТИ ТРЕБУЮТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ( ИЛИ ПОМОЩИ ), КОТОРЫЕ ВЫХОДЯТ ЗА РАМКИ ОБЫЧНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПОТЕНЦИАЛЫ И СДЕЛАТЬ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.
В ИДЫ ОДАРЕННОСТИ : Художественная одаренность Общая интеллектуальная одаренность Академическая одаренность Творческая одаренность. Социальная одаренность Духовная одаренность Практическая одаренность
Х УДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности.
О БЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
А КАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ Проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте передвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко
Т ВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
С ОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Д УХОВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ Связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ Которая столь редко признается школой и не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.
В ИДЫ ДИАГНОСТИКИ «Карта интересов для младших школьников»; Методика «Интеллектуальный портрет»; «Карта одаренности»; Методика оценки общей одаренности; Методика для родительского исследования; Тест интеллекта «Нарисуй человечка» и многие другие.
Р ЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ КАРТЫ ОДАРЕННОСТИ
Д ИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Р ЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ.
П ОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
М ЕТОДИКА «И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ » Построение «Графического профиля» ребенка Любознательность Настойчивость Рассудительность и логика Способность к оценке Словарный запас Прогнозирование Сверхчувствительность к проблеме Изобретательность
О СНОВНЫЕ ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Диагностическое обследование. Коллективно творческие дела совместно с клубом-библиотекой и родителями. Научное общество учащихся «Клуб почемучек» Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты. Кружок «Мир наших увлечений» Портфолио – личных достижений.
П ОРТФОЛИО - ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.
У РОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ развитие ключевых компетенций учащихся; повышение учебной мотивации; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Ф ОРМЫ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нетрадиционные уроки Работа в парах в группах Ролевые и деловые игры Разноуровневые и творческие задания Дополнительные занятия и консультации Вовлечение учащихся в работу в роли консультантов, помощников учителя(4 кл составляет задания дл 3 го и 1 г) Доклады и сообщения учеников (предусмотренные программой «Перспективная начальная школа» Учебные исследования и проекты (пробуем)
Д ОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ
Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ индивидуальные консультации, беседы; родительские собрания; совместное творчество родителей и детей; выставки работ; совместные мероприятия (спортивные соревнования, праздники, поездки); оформление благодарственных писем родителям учащихся.
СПАСИБО за общение !!!