Педагогические возможности читателе направляющих практик в приобщении школьников к чтению Сурдуковская С.В. МАОУ «Гимназия 10» Сурдуковская С.В.
Актуализация Книги дают ребенку интеллектуальное и эмоциональное развитие, развитие языка, социальное и образовательное развитие. От навыков чтения напрямую зависит развитие памяти, мышления, воображения Сурдуковская С.В.
Позиция Успешность или неуспешность вхождения современных подростков в мир современной культуры зависит от личности педагога Сурдуковская С.В.
Поддержка Спасение в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново. А.С.Экзюпери «Маленький принц» Сурдуковская С.В.
Действия Сурдуковская С.В.
Что такое читателе направляющая практика? Попытки определения 1. Система различных видов деятельности, содержательную основу которых составляет книга и чтение. 2. Целенаправленно организованная форма творческой работы учащихся для самореализации в образовательных видах деятельности, связанных с чтением как способом освоения культуры, самопознания. 3. Способ мотивации чтения и инициирования читательской активности школьников и удовлетворения их потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании Сурдуковская С.В.
Что такое читателе направляющая практика? Попытки определения 4. Образовательная ситуация для усвоения общекультурного наследия (российского и общемирового) и надпредметных способов действия. 5. Средство развития духовно- нравственной составляющей личности. 6. Способ деятельностного включения в разные формы образовательных коммуникаций Сурдуковская С.В.
Методические доминанты в организации читателе направляющих практик 1. Чтение требует систематических культивирующих воздействий поддерживающего, направляющего и стимулирующего характера. 2. «Разумный взрослый» должен создать условия для становления читательских и познавательных интересов, потребностей, раскрытия индивидуальных читательских предпочтений каждого ученика Сурдуковская С.В.
Методические доминанты в организации читателе направляющих практик 3. Решая задачу приобщения школьников к чтению, целесообразно проектировать такие педагогические условия, при которых будут востребованы не только аналитические, но также и творческие и практические способности учащихся Сурдуковская С.В.
Теория множественного интеллекта виды интеллекта, связанные с символами: лингвистический, логико-математический; «неканонические» интеллекты: музыкальный, пространственный, телесно- кинестетический, «интеллект натуралиста»; личностные интеллекты: внутриличностный, межличностный; экзистенциональный интеллект Сурдуковская С.В.
Говард Гарднер Теория множественных интеллектов «Важно не количество способностей, а их множественность и разнообразие, а также то, что каждое человеческое существо обладает уникальным составом (или «профилем») преимуществ и недостатков в этих интеллектуальных способностях». Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – Издательство Вильямс ИД, Сурдуковская С.В.
Организация читателе направляющих практик с опорой на теорию множественных интеллектов Для успешного приобщения к чтению современных школьников необходимо создать (смоделировать, спроектировать ) педагогическую ситуацию, при которой дети будут включаться в различные виды деятельности с учетом разных типов интеллекта. Разнообразие форм деятельности может способствовать формированию интереса к чтению, развитию положительного отношения к себе как к читателю Сурдуковская С.В.
Типология читателе направляющих практик Тип практики Название Досуговая Акция «Мы лето с книгой проведем» Фестиваль «День воспоминания любимых книг» Социальная Детско-родительский практикум «Книжная эстафета» Фестивали «Открываем Землю», «Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц» Дискуссионная площадка «Инсайт» Обучающая Проект «Книга года-2013: выбирают дети» Проект «Биография книги» Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с вербально-лингвистическим типом интеллекта Вид деятельности Задания Прочтение Ведение читательского дневника читательских ощущений, переживаний, впечатлений «Читательские хроники» по прочитанным фантастическим произведениям. Выберите сюжет из лицейской жизни А.С.Пушкина, подготовьте сценарный проект выступления класса по теме «Лицеисты в лицах». Придумай сценарий представления биографии «Звездный путь», Ведение записей Составление путевых заметок о летних путешествиях «Путешествие- это проникновение в область значительного и прекрасного». Составление сценария Подготовка устного журнала «Маршрутами первооткрывателей» Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с логико-математическим типом интеллекта Вид деятельности Задания Прочтение Логические построения Составьте таблицу и диаграмму, показывающую пройденное экспедицией расстояние Развитие аналитических навыков, критического мышления Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с визуально-пространственным типом интеллекта Вид деятельности Задания Составление мультимедийных презентаций Составь коллаж, отражающий достижения космонавта. Создайте компьютерную презентацию о выдающихся достижениях российской космонавтики на основе самостоятельно найденной информации в различных источниках. Создание видео презентаций Для сопровождения выступления творческой группы подготовь видео презентацию. Рисование, фотографирование Подготовьте иллюстрации «Книги о дальних странствиях: от чего захватывает дух?» Создайте фотоочерк «Портрет Земли». Развитие художественных способностей, обучение через художественное творчество Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с телесно-кинестетическим типом интеллекта Виды деятельности Задания чтение Танец Придумайте и поставьте танец, отражающий действия героев фрагмента для сценарного проекта Драматизация Придумайте и разыграйте небольшую сценку, представляющую интересные сведения об известных космонавтах и их полетах, о путешественнике, о героях произведений Андерсена. Развитие двигательной активности Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с аудио-музыкальным типом интеллекта Вид деятельности Задания Исполнительская деятельность Подготовь выразительное чтение фрагмента произведения для включения в сценарный проект. Подбери музыкальные фрагменты, соответствующие представляемому эпизоду. Развитие музыкальных способностей Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий для учащихся с межличностным типом интеллекта Вид деятельности Задания Диалоги Дискуссии Предложи вопросы для обсуждения на дискуссии. Составь вопросы для обсуждения прочитанной книги. Собери мнения одноклассников о прочитанной книге и обобщи их. Развитие сотрудничества, коммуникативных способностей Сурдуковская С.В.
Примеры творческих заданий задач для учащихся с внутриличностным типом интеллекта Вид деятельности Задания Индивидуальная творческая деятельность На основе прочитанной книги составь проект «Звездный путь». Чтение, написание, рефлексия Создание бортового журнала. Представьте, что вы участник космического полета и ведете бортовой журнал. Решите, куда вы направитесь и в чем будет заключаться ваша миссия и «ежедневно» заносите в журнал записи обо всем, что видите и что происходит. Предварительно ознакомьтесь с информацией о полетах в космос, космических кораблях и космических миссиях. В своей последней записи дайте оценку всей миссии, насколько она была успешна, что вы сделали не так, как вы себя ощущали. Развитие самооценки
Примеры творческих заданий для учащихся с экзистенциальным типом интеллекта Вид деятельности Задания Ценностное осмысление Подготовь исследовательский проект «Масштабы пути - масштабы личности», отражающий вклад выдающейся личности (ученого-путешественника) в науку и развитие человечества. Определение приоритетов Подбери цитаты, отражающие приоритеты ученого, писателя для включения в сценарный проект. Развитие интерпретационных способностей
«Проверка»: определите, на развитие каких профилей интеллекта «работают» эти задания. Придумать и представить классу сценку, где каждый ученик группы играет роль какой- либо планеты и солнца; сценарий должен включать рассказ каждой планеты о себе в какой-либо форме. Придумать и представить классу живую картину, включающую факты и информацию о солнечной системе. Выбрать участников, отрепетировать и показать классу Сурдуковская С.В.
Активность позиции педагога-организатора ЧП Обеспечить возможность выбора участия/не участия в коллективной деятельности. Помогать детям в выборе направлений и способов деятельности в ЧП. Учитывать опыт, который ребенок получит в ЧП: опыт взаимодействия в группе, опыт деятельности, самореализации. Поддерживать проявление инициативы, становление авторства. От социального опыта человечества - к личностному опыту Сурдуковская С.В.
Эффективность организации читателе направляющих практик Разнообразие форм деятельности способствует формированию интереса к чтению, развитию положительного отношения к себе как к читателю, читательскому сообществу Сурдуковская С.В.
Фестиваль «Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц» Тематика летнего чтения – произведения русских писателей, увлекательно рассказывающие о значимых событиях российской истории и ее героях Сурдуковская С.В.
Краевой фестиваль читателей «День воспоминания любимых книг» Сурдуковская С.В.
Краевой фестиваль читателей «День воспоминания любимых книг» Победители читательского эрудициона по произведениям В.Крапивина Сурдуковская С.В.
Адаптационный летний лагерь для пятиклассников «Антипяты» В основе содержания лагерной смены – элементы сюжета произведений Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», «Алиса в стране чудес». Творчески ориентированная совместная деятельность в различных мастерских: логического мышления «Какая ясность мысли!»; словотворчества «Некоторые слова перепутались», салона по изготовлению костюмов для сумасшедшего чаепития и др., психологической студии «Если бы у меня был собственный мир…» Сурдуковская С.В.