Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки должен иметь тематическое единство по любой программе, логику развития и строиться по принципу эмоциональной драматургии.
Комплексный подход к организации урока музыки. 1. Реализация триединой дидактической цели, когда в ходе урока решается комплекс задач. 2. Организация единой направленности всей музыкальной деятельности учащихся, ориентированной на раскрытие темы урока.
Комплекс задач. Образовательные. Воспитательные. (в различных видах музыкальной деятельности активизируются чувства сопереживания, коллективизма, любви к музыке.) Развивающие. ( развивается чувство музыкальной формы, представление о ее связи с идеей произведения; совершенствуются певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения, одноголосных и канонов; развивается чувство ритма в движении; активизируется эмоциональный отклик на музыку и творческие способности).
Виды деятельности на уроках музыки. Игра на музыкальных инструментах. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Выполнение творческих заданий.
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Последовательность разучивания песни на уроке: 1. Вступительное слово учителя с целью создания эмоционального настроя. 2. Выразительный показ произведения. 3. Определение характера песни, средств художественной выразительности. 4. Распевание из элементов песни. 5. Разучивание по фразам.
Музыкально-ритмические движения активизируют развитие общей музыкальности ребят. Чисто ритмические движения, которые выполняются в такт заданному ритму и характеру. Это разные виды ходьбы, движения рук, кистей, выполнение хлопков. Танцевальные элементы – полуприседания, шаг с притопом, приставной шаг. Движения и перестроения на большом пространстве – разные виды хоровода. Польки. Имитация движений героев песен и попевок: ходьба на цыпочках, имитация руками движений крыльев. Дирижирование.
Слушание музыки. Вступительное слово о произведении. Прослушивание произведения. Собеседование – анализ. Итоговое сообщение.
Творческие задания на уроках музыки. 1.Прогулка: вспомни и исполни звуки осени (зимы, весны, лета). 2. Что звучит вокруг нас: музыкальные звуки у тебя дома. 3. Звуки моей улицы. 4. Музыкальный портрет любимой игрушки. 5. Напиши рассказ – сочинение. 6. Найди стихотворение. 7. Сочини музыкальную фразу. 8. Нарисуй афишу. 9. Придумай музыкальный сюрприз для урока. 10. Подготовь сообщение о любимом исполнителе.
Построение урока Оргмомент Проверка домашнего задания Распевка Разучивание нового произведения Слушание Слуховой анализ Обобщение Домашнее задание Выставление оценок кульминация
Анализ музыкального произведения Средства музыкальной выразительности: Темп Тембр Ритм Лад Динамика Гармония Мелодия Жанр Форма