«Согласовано» «Утверждаю» ПМО начальных классов директор школы _______________/Мигуля Н.В./ ___________/Суворова Л.Л./ _________________________ ________________________.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа « Путешествие в мир экологии » МАОУ «СШ «Земля родная» Горчакова Галина Михайловна учитель начальных классов III Всероссийская научно-методическая.
Advertisements

Руководитель мастерской :Харькова Ольга Ивановна.
Внеурочная деятельность Клуб «Наш Дом-Земля» 1 класс Учитель: Жидеева Е.А.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
« Наш дом- природа » Программа экологического образования дошкольников.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
Экологическое воспитание в ГПД в свете реализации ФГОС НОО Выполнила воспитатель МБОУ Спасской СОШ Попова И. В. Выполнила воспитатель МБОУ Спасской СОШ.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями, выполняя посильные поручения по уходу за.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Земля наш общий дом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Авторы: Е. К.
Транксрипт:

«Согласовано» «Утверждаю» ПМО начальных классов директор школы _______________/Мигуля Н.В./ ___________/Суворова Л.Л./ _________________________ ________________________ Рабочая программа по внеурочной деятельности уч-ся 1 класса Модуль «Экологическая тропинка» учитель химии и экологии Багамаева О.А уч.год

Программа по внеурочной деятельности уч-ся 1 класс а модуль «Экологическая тропинка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Цели и задачи программы: 1. Формирование знаний о единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 7. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов обучения. Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации деятельности: комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; моральное поощрение инициативы и творчества; продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; регулирование активности и отдыха (расслабления).

Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребенка: Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - формирование коммуникативных навыков.

Учащиеся должны знать: планета Земля - наш большой дом; Солнце - источник жизни на Земле; человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; экологически сообразные правила поведения в природе. неживое и живое в природе; наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, значение растений и животных в жизни человека способы сохранения окружающей природы; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы.

Учащиеся должны уметь: выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за домашними животными и птицами, за культурными растениями (посильное участие);. применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; заботиться о здоровом образе жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме.

Тематическое планирование. Содержание программы. Раздел 1. "МОЙ ДОМ" Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ" Раздел 3. "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ" Раздел 2. "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ" Раздел 5: "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"

Раздел 1. "МОЙ ДОМ Тема 1: "МОЙ ДОМ". Тема 2: "КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМА". Тема 3: "КВАРТИРА КАК МОЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ". Тема 3: "КВАРТИРА КАК МОЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ". Тема 4: "ГДЕ И КАК МЫ ЖИВЕМ". Тема 5: «НАШ ДОМ- МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ".

Раздел 2. "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ" Тема 1: "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ". Тема 2: "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА". Тема 3: "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 1. Тема 3: "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 1. Тема 3: "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 2. Тема 3: "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 2. Тема 4: "СОЛНЦЕ". Тема 5: "ВРЕМЕНА ГОДА". Тема 6: "ВОЗДУХ". Тема 7:"ВОДА". Часть 1. Тема 7"ВОДА". Часть 1. Тема 8: "ВОДА". Часть 2. Тема 9:"ПОЧВА". Тема 9"ПОЧВА".

Раздел 3. "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ" Тема 1: "СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ". Тема 2: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА". Тема 3: "РАСТЕНИЯ В ПРИРОДЕ". Тема 4: "РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ". Тема 5: "РАСТЕНИЯ ЛУГОВ И БОЛОТ". Тема 6: "ПОЛЕЗНЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ". Тема 6: "ПОЛЕЗНЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ".

Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ" Тема 1: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА". Тема 1: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА". Тема 1: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА". Тема 1: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА". Тема 2:"ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА". Тема 2 :"ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА". Тема 3:"ЖИВОТНЫЕ ЛУГА". Тема 4: "ЗАВИСИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ". Тема 4: "ЗАВИСИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ". Тема 5: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ". Тема 5: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ". Тема 5: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ". Тема 5: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ".

Раздел 5: "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА" Тема 1: "МЫ ЖИВЕМ НА БАЛТИКЕ".

Раздел 5: "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА" Тема 2: "ОХРАНА ВЫМИРАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ". Тема 2: "ОХРАНА ВЫМИРАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ".

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Раздел 1. "МОЙ ДОМ "МОЙ ДОМ" Экскурсия по родному поселку, знакомство детей со значением жилища для человека. Задача: Показать зависимость человека от внешних факторов природы и необходимость в создании себе жилища. "КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМА" Презентация - разнообразие типов жилища человека. Задача: Расширить знания детей о роли и значении для человека постройки жилья. Игра "Город или деревня" "КВАРТИРА КАК МОЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ" Беседа на тему "Наш дом". Первые навыки природоохранной деятельности, требования к жилищу человека Наше жилище - это тоже экологическая система, но система искусственная. Кто живет рядом с нами? Игра "Кто кому нужен?" "ГДЕ И КАК МЫ ЖИВЕМ" Знакомство детей с глобусом, картой, понятиями "Дальние страны", "Земной шар", "Климат", с условиями жизни людей в разных частях планеты. «НАШ ДОМ- МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ" Обобщение знаний детей о жилище человека, о связи человека с окружающей его природой. Конкурс сельских и городских художников, картина связи экологических систем: река - человек - лес - воздух - птицы - река - лес. Инсценировка сказки "Зимовье".

Раздел 2. "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ" "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ". Беседа: Знакомство детей с условиями, которые обеспечивают существование на Земле всего живого, с понятиями «природные комплексы», «природные экосистемы» "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА". Часть 1. "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА". Беседа "В мире нет ничего лишнего". Представление о взаимосвязи живой и неживой природы, экологических систем. "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 2. "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 2. Работа по картине. Устанавливание взаимосвязи живой и неживой природы. "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Часть 3. "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Признаки живой и неживой природы. Игра: Отгадай загадки "СОЛНЦЕ". Беседа Первичные представления о Солнечной системе; о значении солнечного света и тепла в жизни животных, растений, человека. Инсценировка сказки А.И.Саакяна "Самая нужная вещь. Обсуждение сказки К.Чуковского "Краденое Солнце.

Уточнение и дополнение представлений детей о временах года, значении Солнца в смене времен года. Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Солнце». Конкурс рисунков «Любимое время года». "ВОЗДУХ". Беседа «Воздух на Земле» первичные представления о составе воздуха, о значении воздуха в жизни живых организмов. Разгадывание кроссворда «Кто летит» "ВОДА". Часть 1. Беседа о значении воды на Земле. Вода и живые организмы. Вода и растения. Значение воды для растений. Экологическая задача «Как Таня растения поливала» "ВОДА". Часть 2. Использование воды человеком Обсуждение иллюстраций, стихотворения С.Маршака "Днепрогэс, "Война с Днепром. Обсуждение сказки «Состояния воды». "ПОЧВА". Беседа Свойства почвы, основные виды ее обитателей и значение этого уникального образования для жизни Природы. Работа с коллекциями обитателей почвы "ВРЕМЕНА ГОДА".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Цветков И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Педагогическое общество России, Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, Чижевский А.Е. Экология: Я познаю мир. - М.: Детская энциклопедия, Энциклопедия "Я познаю мир" (животные). - М.: ТКО "АСТ", Энциклопедия "Я познаю мир" (растения). - М.: ТКО "АСТ", Иллюстративная энциклопедия школьника "Мир живой природы". - М.: "Росмэн", Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, – 331 с. 8. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – – С Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

15. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1- 6 классов.- Волгоград: Учитель, А.Лопатина, М.Скребцова Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.- М.: Амрита, Зеленые страницы: Хрестоматия по экологии для начальной школы (сост. Сахарнов С.; худ. Капустина Т.) Авторы: Ливеровский А.А., Гарновский К.В., Бианки В.В. Издательства: ПЕЧАТНЫЙ ДВОР, ДЕТГИЗ-Лицей (2005 г.) 20. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе : Практическое пособие.- М. : АРКТИ, Информационное обеспечение электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» экологические игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную, учебно-методическую и художественную литературу.