Замятин Замятин Евгений Евгений Иванович Иванович (1884 – 1937) (1884 – 1937)
Биография Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой. «Рос под роялем, – пишет Замятин в автобиографии, – года в четыре уже читал». Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой. «Рос под роялем, – пишет Замятин в автобиографии, – года в четыре уже читал». Евгений Замятин с родителями и сестрой Александрой. Лебедянь. Фото 1904 Евгений Замятин с родителями и сестрой Александрой. Лебедянь. Фото 1904 Евгений Замятин с родителями и сестрой Александрой. Лебедянь. Фото 1904 Евгений Замятин с родителями и сестрой Александрой. Лебедянь. Фото 1904
В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию. «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума». В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию. «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума». Евгений Замятин гимназист. Воронеж. Фото 1898 Евгений Замятин гимназист. Воронеж. Фото 1898 Евгений Замятин гимназист. Воронеж. Фото 1898 Евгений Замятин гимназист. Воронеж. Фото 1898
Упрямство, дух противоречия привели в 1905 году Замятина, выросшего в далекой от политики патриархальной семье, в партию большевиков. Упрямство, дух противоречия привели в 1905 году Замятина, выросшего в далекой от политики патриархальной семье, в партию большевиков. «В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком,» – так объяснит он этот свой поступок в автобиографии. «В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком,» – так объяснит он этот свой поступок в автобиографии. За революционную деятельность будущий писатель был арестован и провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной», а затем был выслан из Петербурга в родной город под надзор полиции. За революционную деятельность будущий писатель был арестован и провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной», а затем был выслан из Петербурга в родной город под надзор полиции.
В среде революционной студенческой молодежи он встречает свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову ( ). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце«Князь Потёмкин Таврический». В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург заканчивает институт. В среде революционной студенческой молодежи он встречает свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову ( ). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце«Князь Потёмкин Таврический». В 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. В этом же году он нелегально возвращается в Петербург заканчивает институт. Е.И. Замятин с женой. Фото 1932 Е.И. Замятин с женой. Фото 1932 Е.И. Замятин с женой. Фото 1932 Е.И. Замятин с женой. Фото 1932
Три следующих года корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, постройки, специальные статьи в журналах "Теплоход", "Русское Судоходство", "Известия Политехнического Института". Много связанных с работой поездок по России: Волга, вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурманск, Кавказ, Крым». Три следующих года корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, постройки, специальные статьи в журналах "Теплоход", "Русское Судоходство", "Известия Политехнического Института". Много связанных с работой поездок по России: Волга, вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурманск, Кавказ, Крым». Е. Замятин. Художник Ю. Анненков Е. Замятин. Художник Ю. Анненков. 1921
Вскоре состоялся литературный дебют Замятина: осенью 1908 года в журнале Вскоре состоялся литературный дебют Замятина: осенью 1908 года в журнале « Образование» был напечатан его первый рассказ, который, однако, не принес ему успеха. «Когда я встречаюсь сейчас с людьми, которые читали этот рассказ, – напишет Замятин в " Автобиографии", – мне так же неловко, как при встречах с одной моей тетушкой, у которой я, двухлетний, однажды публично промочил платье». « Образование» был напечатан его первый рассказ, который, однако, не принес ему успеха. «Когда я встречаюсь сейчас с людьми, которые читали этот рассказ, – напишет Замятин в " Автобиографии", – мне так же неловко, как при встречах с одной моей тетушкой, у которой я, двухлетний, однажды публично промочил платье». Е. Замятин. Художник Г. Верейский Е. Замятин. Художник Г. Верейский. 1927
В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Пeтербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть«Уездное». Это произвелдение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» следующая повесть Замятина также получает хорошие оценки критиков. В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Пeтербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть«Уездное». Это произвелдение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» следующая повесть Замятина также получает хорошие оценки критиков. Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он наблюдает за строительством ледоколов для России. Вернувшись, Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, и др. Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где он наблюдает за строительством ледоколов для России. Вернувшись, Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, и др.
Е.И. Замятин (стоит справа) среди литераторов и художников на вечере М.А. Волошина. Сидят справа Е.И. Дмитриева (Черубина де Габриак), М.А. Волошин. Ленинград. Фото 1927 Е.И. Замятин (стоит справа) среди литераторов и художников на вечере М.А. Волошина. Сидят справа Е.И. Дмитриева (Черубина де Габриак), М.А. Волошин. Ленинград. Фото 1927
Роман «Мы» как антиутопия Роман «Мы» как антиутопия В годах Замятин работает над романом «Мы», который является одним В годах Замятин работает над романом «Мы», который является одним из его из его самых самых главных главных произвел- произвел- дений. дений.
На русском «Мы» вышел в 1952 году в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году. Последующие произвелдения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике. В 1931 году Евгению Ивановичу разрешается с помощью Горького выехать за границу. Он живет с того времени в Париже и продолжает работать над рассказами и киносценариями На русском «Мы» вышел в 1952 году в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году. Последующие произвелдения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике. В 1931 году Евгению Ивановичу разрешается с помощью Горького выехать за границу. Он живет с того времени в Париже и продолжает работать над рассказами и киносценариями
Единое Государство как антиутопический мир Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью
В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины). В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины).
В этом романе инженер Д- 503 описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». В начале В этом романе инженер Д- 503 описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию основанную на математике жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию основанную на математике жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля».
«Проспект полон Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди государственный нумер каждого и каждой». «Проспект полон Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди государственный нумер каждого и каждой».
«И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы в добре и зле: все очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители все это добро, все это величественно, прекрасно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что охраняет нашу несвободу то есть наше счастье». «И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы в добре и зле: все очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители все это добро, все это величественно, прекрасно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что охраняет нашу несвободу то есть наше счастье».
Д-5ОЗ (Д) Д-5ОЗ (Д) Главный герой романа Главный герой романа Е.И. Зам«Мы», мужской Е.И. Зам«Мы», мужской «нумер», автор «нумер», автор записок составляющих текст романа. Позиция героя двойственна: он испытывает духовную эволюцию и в то же время с тревогой регистрирует происходящие изменения как нежелательные (до определенного момента) отступления от «нормы». Д инженер и математик, конструктор и строитель космического корабля «Интеграл», название которого символизирует вершинную цель Единого Государства «проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной». В начале романа Д выступает как безусловный адепт тоталитарной идеологии «идеальной несвободы». В то же время обращается внимание на его волосатые руки атавизм, явно противостоящий всеобщей «упорядоченности». записок составляющих текст романа. Позиция героя двойственна: он испытывает духовную эволюцию и в то же время с тревогой регистрирует происходящие изменения как нежелательные (до определенного момента) отступления от «нормы». Д инженер и математик, конструктор и строитель космического корабля «Интеграл», название которого символизирует вершинную цель Единого Государства «проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной». В начале романа Д выступает как безусловный адепт тоталитарной идеологии «идеальной несвободы». В то же время обращается внимание на его волосатые руки атавизм, явно противостоящий всеобщей «упорядоченности».
Но после встречи с революцио- неркой Но после встречи с революцио- неркой I-330 жизнь Д-503 сильно меняется. I-330 жизнь Д-503 сильно меняется.
I-330 (I) Героиня романа Героиня романа Е.И. Замятина «Мы», Е.И. Замятина «Мы», женский «нумер», женский «нумер», «демоническая» соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо- гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня воплощает «архаические», с точки зрения Единого Государства, представления о любви страстной и мучительной. «демоническая» соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо- гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня воплощает «архаические», с точки зрения Единого Государства, представления о любви страстной и мучительной. I
О-90 (О) Героиня романа Е.И. Замятина «Мы», женский «нумер»; в начале романа «постоянная» сексуальная партнерша главного героя. Внешность героини ассоциируется с ее «именем»- инициалом: она небольшого роста, «круглая», розовая и синеглазая напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства. Героиня романа Е.И. Замятина «Мы», женский «нумер»; в начале романа «постоянная» сексуальная партнерша главного героя. Внешность героини ассоциируется с ее «именем»- инициалом: она небольшого роста, «круглая», розовая и синеглазая напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства. О О О
Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию.
В 1929 г. были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925 г.), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928 г.). В 1931 г., понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. В 1929 г. были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925 г.), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928 г.). В 1931 г., понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию.
Умер Е.И. Замятин 10 марта 1937 года в Париже от тяжелой болезни. Был похоронен в предместье Парижа Тие на кладбище для бедных русских эмигрантов. Умер Е.И. Замятин 10 марта 1937 года в Париже от тяжелой болезни. Был похоронен в предместье Парижа Тие на кладбище для бедных русских эмигрантов.