Учебное пособие « История политических и правовых учений» Монтень М. Руссо Ж.Ж. Москва 2010 Разработан на основании материалов справочной правовой базы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
Advertisements

« История политических и правовых учений» Тема 3. Политические и правовые учения феодализма Практическое занятие 1 Цель занятия: Время: 2 часа План занятия.
Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) Лекция 2 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1. Политические и правовые.
« История политических и правовых учений» Тема 7. Политико-правовые учения в западной Европе XIX в. Практическое занятие 2 Цель занятия: Время: 2 часа.
Автор: Остапчук Кристина Владимировна, 11 класс Руководитель: Остапчук Ирина Валентиновна, зам. дир. по воспитательной работе Муниципальное общеобразовательное.
Кафедра «Теория и история государства и права» Дисциплина по выбору: ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Подготовил: к.и.н., доцент Терениченко А.А.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Государство это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории 1. Теологическая (божественная) теория 2. Патриархальная теория.
Понимание права Б.Н. Чичерин «Право есть совместное существование свободы под общим законом». «Право есть свобода, определенная законом» Б.Н. Чичерин «Право.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений Лекция 1 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1.Роль, место и значения курса для юриста 2.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Транксрипт:

Учебное пособие « История политических и правовых учений» Монтень М. Руссо Ж.Ж. Москва 2010 Разработан на основании материалов справочной правовой базы «Гарант». Договор о сотрудничестве от 2 сентября 2009 года. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образование «ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА» Конфуций Кант Эмануил К.Маркс Локк Дж.

Содержание 1. …………………….…..3 2.………...…..…..5 3.……………………………….7 4.…….….8 5.…………....…… 9 6.……………… ………………….… ………………….… ………...………….…15 10.……………………...……… …………..………..… …………… …………...… ……...…… ….………………………..…23 16.…………………...……24 17.……..…………25 18.….…………… …………..………27 20.……………………..………… ……………………………….………29

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (Федеральный компонент) Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико- правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естест­венного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико- правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Келъзен и др.).

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Цели и ожидаемые результаты курса Изучив курс «История политических и правовых учений», Вы будете: знать основные направления политической и правовой мысли прошлого и современности; иметь представление о месте и роли истории политических и правовых учений в системе правовых и политических наук; понимать, как соотносятся политические и правовые теории прошлого с современными политико-правовыми идеями и взглядами; уметь логически, грамотно отстаивать свои политические убеждения, свое правопонимание происходящих политических событий, свободно оперировать понятиями и категориями современных политико-правовых доктрин; применять полученные знания в процессе своей практической деятельности. Связь курса с другими дисциплинами Данный курс тесно связан и базируется на таких дисциплинах как «Политология», «Теория государства и права», «История Отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Социальная философия», «Римское право».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА формирование у студентов знаний об историческом развитии политико-правовой мысли в России и за рубежом, а также использования этих знаний при изучении других юридических дисциплин; приобретение, углубление и расширение знаний о понятии и различных видах политических и правовых учений, о становлении и развитии политико-правовой идеологии; ознакомление с критериями оценки политико-правовых доктрин; изучение современного состояния политико-правовой мысли в России и за рубежом; усвоение понятийного аппарата и научных категорий учебной дисциплины; овладение знаниями и терминологией, понятийным аппаратом в сфере политико-правовой мысли; изучение методологических проблем истории политических и правовых учений; изучение политико-правовой идеологии зарубежных государств.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. История политических и правовых учений это дисциплина историко-правового цикла. Больше всего она связана с политологией и теорией государства и права, поскольку к ее предмету относится история выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике. Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны и др. Политико-правовые учения изложены в произведениях политических мыслителей, философов, государственных деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь, и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно- политическими интересами дает известность самой доктрине, делает ее социально значимой, а тем самым выводит ее за пределы сугубо личных познавательных интересов. Поэтому в истории политических и правовых учений известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы.

Становление и развитие политико-правовой идеологии Программные положения оценки существующего государства и права, политические цели и задачи. Логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; Содержательный компонент в виде понятийно- категориального аппарата; Политико-правовая доктрина К О М П О Н Е Н Т Ы Монтескье Ш. Руссо Ж.Ж. Локк Дж.

Древний мир. Время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории Периодизация истории политической мысли Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в. Эпоха Возрождения и Реформации XIVXVI вв. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви. Новое время: XVIIXVIII вв. Век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции. Эпоха свободной конкуренции XIX в. Характеризуется расширением понятий свободы, равноправия; появляются понятия либерализма, научного социализма и др. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма», конец XIXXX вв. Изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти. ЭТАПЫЭТАПЫ

Тема 2. Политическая мысль Древнего Египта, Шумера, Вавилона Возникновение рабовладельческого государства Древнего Египта относится к IV тысячелетию до н.э. Государство в Египте сложилось в форме централизованной монархии восточной деспотии, во главе которой стоял фараон. Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя. Древний Вавилон Одним из интереснейших памятников религиозной и политической мысли является свод законов Хаммурапи, в котором обосновано божественное происхождение власти, существующего порядка вещей. Законы издаются Богом, но через царя. Ведический период. Брахманизм Одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения дала Индия. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию приходят арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведической по имени древнейших письменных памятников (веды). Веды означает знание, ведение. Корень слова тот же, что и в древнерусском глаголе «ведать», что свидетельствует об общих арийских истоках.

Конфуций Конфуций был решительным противником законов «фа», во- первых, из-за того, что они предполагали юридическое равенство, во- вторых, потому что они обычно носили жестокий характер. Правила социальной и семейной иерархии, система правил ли, центральным из которых было человеколюбие, значили для него гораздо больше. Поэтому при коллизии законов (фа) и правил (ли) он отдавал безоговорочное преимущество ли. Конфуцианство длительное время было чрезвычайно влиятельным течением этической, политической и правовой мысли, а во II в. до н.э. было признано в качестве официальной идеологии. Основным этапом идеологии была небольшая по объему, но неисчерпаемо глубокая по содержанию книга «Лунь Юй» («Суждения и беседы»), составленная его учениками на основе своих наблюдений и бесед с учителем. Учение Конфуция, за исключением двух коротких периодов (в III в. до н.э. и 70-е гг. XX столетия), было в Китае предметом безусловного почитания. Конфуцианство является этико-культурной основой, фундаментом китайской и, в значительной мере, всей дальневосточной цивилизации.

Конфуцианство Конфуций точнее, Кун-цю или Кун-фуцзы, что означает мудрец (учитель) Кун, родился в 551 г. до н.э. В детстве был не по летам серьезен, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и «дорос» до поста министра в княжестве Лу. Параллельно Конфуций делился своими взглядами с учениками. Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Но не всегда эти качества хорошо встречались другими учеными и правителями. После долгих скитаний в поисках применения своего таланта государственного деятеля он вернулся на родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Конфуций умер в 479 г. до н.э. в возрасте 72 лет. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э. Конфуция не слишком занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?». Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход его к этим проблемам моралистический, но он политический мыслитель в полном смысле слова, потому что цель его морали не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства. Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели дэ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие (верхи) должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их цзюнь-цзы благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли), которые они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости дао (это слово первоначально означало путь), готов к опале и отставке, если в поднебесной нет справедливости. Государство он уподобляет гигантской семье: царь отец, старший в роде. Цель государства и царской власти общее благо этой семьи. Призвание царя накормить народ, обогатить и обучить его. Предлагается типично патриархальная или патерналистская концепция власти. Но она приспосабливается к новым условиям, когда сложилась государственность с характерным для нее расколом на богатых и бедных, с огромным аппаратом чиновников, в котором господствуют несправедливость и алчность.

Конфуций считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов, «темных людей», естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Никаких демократических тенденций у Конфуция не было. Он порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим местом в обществе. Конфуций симпатизировал феодально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий. Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюнь-цзы люди, благородные не по происхождению, а по нравственным качествам. Принцип «исправления имен» предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться заново, в соответствии с его моральными качествами и поступками. Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости. Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности, в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Пример должны были показать цзюнь-цзы чиновники. Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления: «Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний, говорит Конфуций, люди будут стараться избегать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними». Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и конфликтов.

Даосизм Древнекитайская политическая мысль знала и более радикальные, чем у Конфуция, призывы вернуться к прошлому. Речь идет о даосизме, или школе даосов, основанной Лао- Цзы. Достоверных сведений о его жизни нет. Говорят, что он жил в VI в. до н.э., как и Конфуций. Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя известно, что она составлена значительно позже, вероятно, в III в. до н.э. Лао-Цзы понимает дао как первопричину и закон развития Вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону обеспечивает ему счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям. Лао-Цзы одним из первых высказал мысль, что цивилизация, усложнение и усовершенствование жизни, изобретение орудий труда и т.п. ведут человека к утрате первозданного совершенства, спокойствия и самоудовлетворения, чреваты конфликтами и гибелью. Лао - Цзы

Политико-правовая мысль «гомеровской Греции» (конец II начало I тыс. до н.э.) Постоянная борьба между отдельными государствами, особенно между крупнейшими из них Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии. Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой и древнеримской мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры. Политическая и правовая мысль эпохи эллинизма (IV II в. до н.э.) Безразличие к политическим вопросам нашло свое отражение в учении Эпикура ( гг. до н.э.). Эпикурейцы учили, что государство и право возникают из общественного договора, смысл которого состоит в достижении такого положения, при котором люди перестали бы испытывать страх друг перед другом. В этих целях они договариваются не причинять друг другу вреда. Эпикур ( гг. до н.э.) греческий философ эпохи эллинизма. Важнейшей проблемой в социальной философии Эпикура являлась проблема свободы. После Сократа, Платона и Аристотеля, акцентировавших внимание на вопросах долга, обязанностей, общественной необходимости, служения государству, произошло перемещение философского интереса. Проблема индивидуального самоопределения личности внутри социального целого обрела у Эпикура космологическое обоснование. В этом ему помогала атомистическая онтология

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековые ереси. Тринитарные споры. Движение катаров. Бюргерское крыло ересей: М. Падуанский, Ян Гус. Плебейское крыло ересей: лолларды, Ян Жижка. Политико-правовые взгляды Ф. Аквинского. Томизм и неотомизм. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ Политико-правовое учение Николо Макиавелли. Понятие государство, государственная власть. Политико-правовые воззрения М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина. Учение Ж. Бодена о суверенитете государства ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА И ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVI XVIII ВВ. Политические и правовые идеи социализма. Т. Мор и Т. Кампанелла виднейшие представители утопического социализма. Политико-правовые учения в Голландии. Гуго Гроций автор доктрины естественного и международного права. Б. Спиноза один из основателей теории естественного права. Политико- правовые взгляды Т. Гоббса. Дж. Локк родоначальник раннебуржуазного либерализма. Теория общественного договора и естественного права в изложении Т. Гоббса и Дж. Локка.

Фома Аквинский различал три разновидности права: вечное, естественное и человеческое. Вечное право это совокупность принципов Божественного руководства миропорядком. Естественное право вытекает из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. Человеческое право изменчиво, на нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других частных факторов. Учение Фомы Аквинского с XIV в. является официальной доктриной римско- католической церкви, а сам он причислен к лику ее святых. Аквинский Фома ( гг.) крупнейший средневековый мыслитель-теолог. Главный труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» содержит, наряду с разнообразной философской проблематикой, учение о праве и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство естественной формой человеческого общежития, Фома Аквинский видел в государстве создание человеческого гения, подобие произведения искусства. Процесс управления государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом. Главной объединяющей силой, без которой государство распалось бы, является воля правителя. Начало, консолидирующее все усилия государства, должно быть единым. Поэтому наилучшей формой правления является монархия. Поскольку власть монарха производна oт Божественной власти, монархия высший тип государства.

Средневековые ереси Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а впоследствии и на право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могла не подвергнуться критике. Жесткий контроль официальной церкви над духовной жизнью общества, превращение ее в крупного собственника, освящение самых жестких форм эксплуатации все это приводило к протесту, который в условиях того времени облекался в религиозную оболочку. Течения в христианской церкви, отступавшие от официально одобренных догматов, получили название «ереси» (в переводе с греческого «учение»). Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о Святой троице (отец, сын и дух Святой суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог-сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу-отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую природу (несториане). В политическом плане первые ереси хотя иногда и смыкались с широкими народными движениями (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этнические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры. Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XIXIII вв., с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение богомилов («богомольцев»), в Ломбардии, на севере Италии, появляются патарены, в Лионе, на юге Франции, тиссераны («ткачи») и вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, раздавшего свое имущество беднякам), а в Лангедоке, тоже на юге Франции, альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» («чистые»).

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Идеология растущего бюргерства, поддерживавшего централизованную власть в форме сословно-представительной монархии, получила выражение в учении Марсилия Падуанского. В своем труде «Защитник мира» (1324 г.) М. Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть, указывая, что католическая церковь виновница феодальной раздробленности и ее вмешательство в дела императоров ведут к междоусобным войнам. Для создания условий развития торговли и ремесла М. Падуанский требовал создания сильной централизованной власти, независимой от церкви. С этой целью он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. По учению М. Падуанского церковь не имеет права вмешиваться в дела светской власти. Он призывал передать всю полноту власти сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало императора. Это учение, обосновывавшее образование сословно-представительных монархий и ликвидацию феодальной раздробленности, было в то время прогрессивным, так как преодоление феодальной раздробленности создавало благоприятные условия для развития производительных сил. Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, законы должны выражать общее благо. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Что касается формы государства, в этом вопросе Марсилий Падуанский склонялся к наследственной монархии. Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие не закон, а религиозное поучение. Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.

Политические и правовые мысли Арабского Востока Шиитское направление. Начало формироваться в VII в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон. Шииты суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокупность кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верховная власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить. В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.

Политическая концепция Филофея «Москва третий Рим» Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления «княжат» и набравшего в условиях раздробленности силу боярства. Кроме того, двойной гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула «самодержец Всея Руси», а затем присоединении и титула «государь Всея Руси», власть которого имеет божественное происхождение – «поставление имеем от бога». Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы («Повесть о Флорентийском соборе» и др.) Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории «Москва – третий Рим», обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. В теории «Москва – третий Рим» можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако такой аспект не соответствовал условиям времени. Поэтому больший резонанс имел внутриполитический аспект, возвышающий власть московских государей над удельными князьями.

Практическое занятие 1. В качестве самоконтроля отработанных к занятию тем Вам предлагается дать ответы на контрольные вопросы. Для этого, разделите лист в Вашем конспекте на две части и озаглавте их как указано на рисунке Ваш ответ на вопрос (задание ) Правильный ответ на вопрос ( залание ) Вопрос 1. Вопрос 1 Отработанный материал представьте преподавателю для проверки.

Вопросы для самоконтроля: 1.Напишите, какие формы государства выделял Фома Аквинский? 2. В чем причины появления средневековых ересей? 3. В политической и правой мысли арабского Востока выделяются два направления – шиитское и суннитское. Каковы взгляды сторонников этих направлений на государство и право? 4. В чем сущность политической концепции «Москва – третий Рим»?

Вам предлагаются правильные ответы на вопросы для самоконтроля. Сверьте их с Вашими ответами и запишите в рабочую тетрадь ( конспект ).

Правильные ответы на вопросы самоконтроля Вопрос 1. Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия. Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха. Основным признаком государственной власти Фома Аквинский считает право издания законов. В правильном государстве все устремляется к общему благу.

Вопрос 2 Оппозиционные феодализму движения, борьба народных масс против феодальной эксплуатации приобрели поначалу религиозную форму – вылились в еретическое движение. Отрицая основные догматы христианской религии о божественном происхождении Христа, его втором пришествии и др., еретики требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церквями богатств. Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Что симптоматично, ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

Вопрос 3. Сунниты. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить. В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне. Шииты. Суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины.

Вопрос 4. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко- католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, «а четвертому не бытии», и московский государь – «высокопрестольный», «вседержавный», «богоизбранный» наследник власти великих государств. Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру.

Тема 3. «Политические и правовые учения в феодальном обществе» Практическое занятие 1. Контрольное тестирование

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XVIII НАЧАЛА XIX ВВ. Содержание темы: Политико-правовые взгляды Монтескье: теория разделения властей, принципы законности, теория «географического детерминизма». Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо: идея народного суверенитета, закон как выражение собственной воли, о роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства. Учение Канта о «категорическом императиве», определение права. Философия права Гегеля, его учение о гражданском обществе. Монтень М. Монтескье Шарль Луи ( гг.) французский философ, правовед, историк. Принадлежал к плеяде просветителей-энциклопедистов, автор ряда статей в «Энциклопедии». С позиций географического детерминизма Монтескье обосновал идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер государственного устройства и особенности законодательства. Человеческое существование подчинено естественным стремлениям стремлению жить в обществе, жить в мире, добывать себе пищу и оказывать помощь другим. На этом естественном основании выросли социальные формы регуляции человеческого поведения мораль и право. Для Монтескье являлся характерным способ объяснения механизмов действия социально-правовой регуляции с позиции естественных паук. Мир не был для него чем-то специфическим и самостоятельным. Его законы включены в мир естественных закономерностей. С одной стороны, это выглядит как редукция сложных проблем социальной регуляции. Но с другой это стремление универсализировать значимость морально-правовых норм, придать им всеобъемлющий характер. Для Монтескье пороки и преступления людей имели в равной степени и естественные, и социальные причины. Для борьбы с ними необходимо создание таких общественных (внешних) условий, которые естественно (внутренне) побуждали бы индивидов к соблюдению нравственных заповедей и юридических законов. Преобразование общественных условий следовало начинать с реформирования законодательства и всей системы государственного правления, в том числе с разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Кант Эмануил Кант Иммануил ( гг.) великий немецкий философ. Правовая философия Канта основывалась на его антропологическом учении, согласно которому история небеспредельна, и имеет своей задачей полное развитие человеческих способностей. Через смену поколений осуществляется продвижение к будущей гармонии. Основным средством этого продвижения являются антагонизмы между людьми. В результате нескончаемой вражды мир погряз в преступлениях. Укротить антагонизмы, обуздать зло можно только путем построения цивилизованного общества, где нормы и законы права наделяют каждого такой мерой свободы, что она может успешно сочетаться со свободой других. Право по своей сути публично и является средством внешнего принуждения. Учитывая существование правовых норм, люди подчиняются им не из-за сознания внутреннего долга, а из-за страха наказания. Соблюдение правовых норм составляет как бы первую ступень на пути к нравственному поведению. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать. Право не требует от людей взаимной любви. Люди могут недолюбливать, презирать и даже ненавидеть друг друга, но, подчиняясь законам, они не должны давать волю своим чувствам. Взамен же право гарантирует поддержание цивилизованного правопорядка. Эти гарантии предполагают наличие принудительно осуществляемых законов, защиту собственности и личных прав, равенство граждан перед законом, возможность разрешения споров в судебном порядке.

Тема 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XIX В. Первой половине XIX в. Либерализм (И. Бентам, А. де Токвиль, В. Гумбольдт). Социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Позитивизм (О. Конт) Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX в. Юридический позитивизм Дж. Остина. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. Социологический позитивизм Г. Спенсера. Теория насилия Гумпловича. Основные политические и экономические идеи марксизма. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации. Либерализм СоциализмПозитивизм В то время, как либералы стремились укрепить, усовершенствовать и популяризировать буржуазные порядки: частную собственность, свободу предпринимательства, конкуренцию и т.д., в Западной Европе выступили мыслители, которые подвергли эти порядки резкой критике и разработали проекты общества, которое, по их мнению, сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт ( гг.) обозначил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказанную научным знанием. Важнейшее влияние на становление его взглядов оказала социальная философия Сен- Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать «социальной физикой», а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных ньютоновскому закону тяготения в физике.

Прудон о государстве и праве. В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство – централизованную иерархию чиновников и военных – анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон. Труд: «Что такое собственность?». Учение Б. Чичерина о государстве и праве. Видным деятелем либерального движения Борис Николаевич Чичерин (1828–1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политикоправовых учений, истории русского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование История политических учений. Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил схемой из четырех элементов - круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть (первоначальное, внешнее единство), закон, свободу (две противоположности), общую цель (окончательное, внутреннее единство). В общежитии различаются четыре союза: семья (естественный союз, первоначальное единство), гражданское общество (частный союз, стремящийся к множеству, область внешней свободы), церковь (отвлеченно-общий союз как носитель нравственного закона, сфера внутренней свободы) и государство (верховный, державный союз людей, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое)

Учение С. Муромцева о государстве и праве. Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право – совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе судебного правотворчества. Профессор юридического факультета Московского университета, лидер конституционно- демократической партии, председатель I Государственной думы. Муромцев считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его концепции, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему. «Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок». Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Поскольку одно и то же фактическое отношение может быть предметом не только юридической, но и иных санкций (моральной и др.), постольку правовой порядок не существует отдельно как конкретное целое, но составляет элемент одного общественного порядка. Правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой. Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико- прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право как оно есть) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право как оно должно быть).

Основные политические и экономические идеи марксизма Марксизм возник в 40-х гг. XIX в. Основоположники этого учения Карл Маркс ( гг.) и Фридрих Энгельс ( гг.) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико- юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе. К.Маркс Карл Маркс известен как создатель марксизма, автор знаменитого труда «Капитал». Первый том «Капитала» был выпущен в 1867 году, а последующие второй и третий тома подготовил к изданию Энгельс, так как Маркс не успел завершить работу над ними. Карл Маркс известен также как политический мыслитель, философ и экономист. Он родился в Германии, в 1818 году. В 1841 году Маркс защищает диссертацию, и ему присваивают степень доктора философии, а в 1842 году становится главным редактором «Рейнской газеты». В период революции гг. в Европе Карл Маркс активно участвует в коммунистической организации «Союз коммунистов». Вместе с Энгельсом они пишут программу этой организации, «Манифест Коммунистической партии». Революция стала первой, так называемой исторической проверкой марксизма. В 1864 году Маркс основывает первый Интернационал, становится его вождем и стремится к объединению рабочего движения разных стран. Только после смерти основателя Интернационала, спустя 6 лет, был организован так называемый приемник этой организации - Второй Интернационал, в него и по сей день входят правящие партии таких стран как Франция, Англия, Испания, Германия и других стран.

К. Маркс и Ф. Энгельс о государстве и праве Государство - переходящее учреждение для подавления своих противников в борьбе. Классовая борьба необходим ведет к диктатуре пролетариата. Насилие - до тех пор, пока не будет устранена старая организация общества. Три периода после свержения буржуазии: 3. Высшая фаза коммунизма. 1. Переход от капитализма к социализму 2. Социализм. Государство - орудие диктатуры пролетариата, решает задачи классовой борьбы, исключает частную собственность. Средства производства принадлежат обществу. Нет эксплуататорских классов - насилие не нужно. Государство сохраняется. Классовое господство пролетариата закончится, так как он победит. Государственность утратит свой политический смысл. Государство отомрет. Коммунизм – «союз свободных людей». Руководит им публичная власть - система соответствующих учреждений, связей и процедур. Участие в труде по управлению делами превращается в долг, социальную обязанность каждого трудоспособного человека.

Политико-правовые взгляды Г. Плеханова. Революционных марксистов, критиковавших реформизм Бернштейна, но не присоединившихся к большевикам, последние называли центристами. Основание для такого наименования давало и то, что Каутский, Адлер и другие социал-демократы этого направления называли себя марксистским центром. Установление политической власти рабочего класса центристы связывали с высоким уровнем развития капитализма, при котором рабочий класс составит большинство населения. Поэтому целью политической борьбы социал-демократии они считали приобретение большинства в парламенте и превращение парламента в господина над правительством. Каутский полагал, что существующий буржуазный аппарат управления не может быть в одночасье заменен чисто пролетарским управлением; поэтому пролетарская революция поначалу (на период перехода) создаст коалиционное правительство. Плеханов, как и многие другие марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения Вначале Плеханов полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного законодательства; потом он от этой мысли отказался. Много шума вызвало заявление Плеханова на II съезде РСДРП об относительности демократических принципов, которые могут (и должны) быть ограничены ради успеха революции. Революционный пролетариат, – говорил Плеханов, – мог бы ограничить политические права высших классов подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права. Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент... то нам следовало бы стремиться сделать его Долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели. Однако такие суждения для Плеханова являются, скорее, исключением, чем правилом; он был сторонником социализма, введенного не по принуждению, а по решению и с согласия большинства народа.

Школа юридического позитивизма оформилась в 3040-е годы XIX столетия. Наиболее видными представителями были И. Бентам, Дж. Остин, Г. Шершеневич, Г. Кельзен. Юридический позитивизм отождествляет право с правопорядком (законом), нормативным приказом суверена и, в конечном счете, отождествляет право с произволом. Дж. Остин выразил это в предельно четкой форме: «Всякое право есть команда, приказ». По мнению представителей этой школы единственно возможным источником права являются существующие законы, юридические нормы, и нет иных норм, кроме тех, которые уже установлены или приняты. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ, ТЕОРИИ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Антропологическая школа уголовного права одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо ( гг.). Главный тезис антропологической школы уголовного права заключается в том, что преступность явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников антропологической школы уголовного права, преступник это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая принципы классической школы уголовного права, антропологическая школа уголовного права предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применимы.

Социальная школа уголовного права одно из основных направлений в науке уголовного права, возникло в конце XIX начале XX в. Ведущими теоретиками С. ш. у. п. были германский криминалист Ф. Лист, бельгийский А. Принс и голландский Ж. Ван Гамель. При разнообразии подходов общим положением С. ш. у. п. было учение о «факторах преступности», согласно которому преступность есть результат взаимодействия трех групп факторов: индивидуальных, физических и социальных. Важнейшее место в учении С. ш. у. п. занимал также тезис о лицах, находящихся в «опасном состоянии». Сторонники С. ш. у. п. призывали к пересмотру всех классических институтов уголовного права и процесса, требовали перенести центр тяжести уголовной репрессии с «деяния» на «деятеля», считая, что основания и пределы уголовной ответственности должны определяться не характером и тяжестью содеянного, а тем, каково состояние личности «настоящего» или «будущего» преступника. Традиционную систему уголовных наказаний «социологи» предлагали заменить или дополнить системой мер безопасности.

Трубецкой Евгений Николаевич ( гг.) русский философ и правовед. Философское творчество Трубецкого отличалось широтой интересов. Среди его сочинений важное место занимали философско-правовые исследования: «История права», «Социальная утопия Платона», «Энциклопедия права». Для Трубецкого характерен либеральный подход к сущности права, которое он понимал и трактовал через свободу. В праве он видел совокупность норм, предоставляющих социальным субъектам внешнюю свободу и, вместе с тем, ограничивающих ее. Подобный взгляд позволял обнаружить ценностную амбивалентность права, его способность, с одной стороны, обеспечивать и гарантировать свободу, а с другой не позволять свободе переходить в произвол и вседозволенность. Это давало возможность примирить исходящие от государства требования порядка с потребностью личности в свободе, позволяло найти оптимальную меру их соотношения, необходимую для развития цивилизованных правоотношений. Трубецкой противопоставлял теократическому идеалу Достоевского и Соловьева идею светского правового государства, в котором видел необходимую историческую ступень на пути к достижению высших, совершенных форм цивилизованного общежития

Тема 7. Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в. Практическое занятие 2.

В качестве самоконтроля отработаных к занятию тем Вам предлогается дать ответы на вопросы занятия. Для этого рвзделите лист в Вашем конспекте на две части и озоглавте их как указано на рисунке Ваш ответ на вопрос (задание ) Правильный ответ на вопрос (залание) Вопрос 1. Вопрос 1 Отработанный материал представте преподавателю для проверки.

Вопросы для самоконтроля 1. Как понимали представители марксизма тезис «Государство и право – надстройка». 2. Политико-правовая теория анархизма. 3. Учение Б. Чичерина о судебной власти в государстве 4. Учение С. Муромцева о теории права

Вам предлагаются правильные ответы на вопросы для самоконтроля. Сверьте их с Вашими ответами и запишите в рабочую тетрадь ( конспект ).

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Вопрос 1. Государство и право - надстройка по отношению к экономической структуре общества. Базис - производственные отношения лежат в основании политической и юридической надстройки и образуют ее условие, определяют ее саму. В надстройке повторяются признаки, присущие базису. Определяющая роль экономки - в социальных закономерностях, взаимоотношениях классов, историческом опыте и традициях культуры, внешнеполитических условиях. Надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна (государство и право в особенности). В условиях разделения общества на классы, надстройка реализует интерес господствующего класса - в выполнении сугубо принудительных акций, обусловленных наличием классовых антагонизмов. Классовая борьба - закономерность бытия общества. Из-за этого аппарат государства - учреждение, легитимно осуществляющий целенаправленное насилие в обществе.

Вопрос 2. Анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство – централизованную иерархию чиновников и военных – анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон. Труд: «Что такое собственность?». Прудон – сторонник мирной, ненасильственной социальной революции, делающей ненужными и лишними политические конституции.

Вопрос 3. В судебной власти участвуют три силы: - глава государства назначает судей, решающих вопрос права; - представители народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; - парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностные преступления. Политические свободы (право участвовать в государственной власти) рассматривал как высшее развитие личной свободы и ее единственную гарантию.

Вопрос 4. Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право как оно есть) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право как оно должно быть).

Практическое занятие 2. Тема 7. Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в. Начнём тестирование практического занятия 2

ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. M., История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М., (Есть другие издания). 3. Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., Дополнительная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. M., История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., 1999.

Монтень М. К.Маркс Локк Дж.Кант Эмпнуил Монтескье Ш. Руссо Ж.Ж. Конфуций Локк Дж.