Культура Древней Греции Крито-микенская культура
Крито-микенская или Эгейская культура, существовала в эпоху бронзового века (3 2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, острове Крит, в приморских частях материковой Греции и Малой Азии (провинции под названием Анатолия).
Одна из древнейших эпох в западноевропейской культуре микенская. Когда в 1874 г. Генрих Шлиман начал раскопки в греческой провинции Арголиде и в 15 км от моря обнаружил развалины микенской крепости, всем исследователям древности пришлось полностью менять свое представление о мире. Раньше они датировали истоки античной истории Европы приблизительно 800 г. до н. э., теперь около 1800 г. до н. э.. Около 1550 г. до н. э. в восточной части Пелопоннеса, видимо, уже существовало могучее царство, достигшее между 1500 и 1350 гг. своего расцвета. В этом царстве правили могущественные цари, о которых по сей день неизвестно ничего определенного и чьи имена знакомы лишь по мифам: Персей, Пелопс, Атрей и Агамемнон. По преданию, предками этих блистательных героев были боги. Генрих Шлиман ( )
Крито-микенская культура возникла в самом начале истории Древней Греции. О ней сегодня свидетельствует дворец Миноса в Кноссе и развалины Микен.
Крепость г.Микены
Знаменитые Львиные ворота вместе со стеной циклопов считаются символом Микен. Стоявший на морском побережье город в Арголиде в XVI в. до н. э. переживал эпоху расцвета. По преданию, он был основан Персеем и служил резиденцией царя Агамемнона.
Устройство микенских гробниц
Гробница Атрея
Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы 5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. В развалинах Микен, центра микенской культуры, были найдены шахтовые гробницы с золотыми масками, украшениями, драгоценными сосудами и оружием.
Акрополь в Тиринфе. XIV - XII вв. до н. э. Реконструкция общего вида Акро́поль так называемый верхний город, построенный на возвышенности и окруженный крепостной стеной. В случае войны он служил убежищем. На Акрополе обычно находились храмы тех богов, которые являлись покровителями данного города.
Остров Крит
До раскопок английского археолога Артура Эванса, начатых в 1900 г. на о. Крит, главными центрами древнейшей культуры Восточного Средиземноморья считали города Тиринф и Микены на полуострове Пелопоннес. Эванс вернул из забытья великий г.Кносс. Затем последовали другие раскопки в самых разных частях Крита. Подыскивая определение для открытой им культуры, Эванс остановился на слове «минойская». С тех пор и люди, жившие в Кноссе, называются минойцами. Артур Эванс ( )
Кносский дворец (реконструкция) Первый дворец был построен около 1900 года до н.э. 200 лет спустя его разрушило землетрясение и он был отстроен вновь, став более величественным и роскошным. В XV в. до н.э. дворец окончательно разрушился вследствие очередного землетрясения и пожара. Дворец являлся не только царской резиденцией, но и религиозным и административным центром.
Первое, что нельзя не отметить – хаотичность в расположении помещений Кносского дворца, множество его коридоров и лестниц. Отсутствие симметрии, какого-то чётко проработанного, объединяющего всё здание архитектурного плана. Некий «творческий беспорядок», спонтанность, импровизация. План Кносского дворца
Фрагмент модели Кносского дворца, справа видна часть большого внутреннего двора, где проводились ритуальные игры с быком.
Дворец представляет собой комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из них уходят глубоко под землю. Коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат отличается невероятным разнообразием. Это легендарное строение, поражающее своими размерами, было прообразом знаменитого Лабиринта. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников. Во дворце обнаружены огромные кладовые, театр, способный вместить до 550 человек, места для ритуальных представлений боя быков, прекрасно продуманная система канализации и водоснабжения, и даже первые в истории туалеты со смывом. От дворца начиналась самая старая дорога в Европе, используемая только пешеходами.
Кносский дворец имел множество крытых галерей – портиков, которые не позволяли солнечным лучам проникать в залы и комнаты, благодаря чему там сохранялась относительная прохлада в жаркие дни. Опорой для перекрытий служили колонны – более узкие у основания и не имеющие базы. К верху ствол колонны расширялся, а его простая капитель по форме напоминала базу.
Кносский дворец с архитектурным элементом, напоминающим рога быка.
Тронный зал Кносского дворца На стенах этого зала изображены грифоны мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой.
Ритуальные игры с быком Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Культ священного быка был распространен на острове.
Принц с лилиями Парижанка На стенах дворца можно увидеть фрески, сохранившие образы его обитателей.
Роспись Кносского дворца «Дамы в голубом» XVвек до н.э.
Жизнерадостные цветные фрески, изображающие людей и растения, украшают дворец легендарного царя Миноса в Кноссе. Собиратель Шафрана Слуги
Фрагмент фрески «Куропатки» из гостиницы («Караван-сарая»), находившейся возле Южного входа в Кносский дворец. Караван-сарай был оборудован почти современными по устройству ванными и бассейнами, в которых гости могли привести себя в порядок после дальней дороги, прежде чем предстать перед царём.
Скульптура из г. Кносса Рельеф из Кносского дворца Богиня со змеями
Пифос с изображением лабриса из Кносского дворца. Ок г. до н.э. Двойной топор Богини символизировал щедрое плодородие земли. Напоминая мотыгу, которой взрыхляли землю для посева, топор в то же время был стилизацией бабочки, одного из символов трансформации и возрождения Богини. Риан Айслер Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые говорят, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым называли «дом двойного топора» дворец царя Миноса. Лабрис
Кносская керамика В больших керамических сосудах, уставленных вдоль стен кладовых, хранилось зерно, оливковое масло и другие запасы продуктов. Здесь же находились подземные камеры, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранились шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена.
Это - один из самых известных и замечательных памятников минойского искусства. Саркофаг в форме гробницы, полностью покрытый расписанной штукатуркой, был найден в захоронении около виллы в Айя-Триаде. Благодаря его богатой отделке можно предположить, что он принадлежал богатому аристократу. По мнению исследователей изображенные сцены можно разделить на две группы: реальное и мифологическое, причем для современников, очевидно, эти две сферы не имеют четкой границы и взаимодействуют между собой.
Диск из г.Феста Строй мыслей и чувств создателей критской культуры остается до сих пор загадочным: их иероглифическая письменность и линейное письмо "А" еще не расшифрованы.
И в наше время Кносский дворец производит сильнейшее впечатление. Но, до сих пор он таит в себе много загадок, как и вся минойская цивилизация. Презентация подготовлена учителем ГБОУ ЦО 109 г. Москвы Мироновой Н.К.