РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Содержание образовательной области Безопасность направлено на достижение целей: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач : формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ Ребенок и другие люди. Ребенок и природа. Ребенок дома. Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок на улицах города.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ: развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; комплексно-тематического построения образовательного процесса; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Примерные виды интеграции области « Безопасность » По задачам и содержанию психолого-педагогической работы «Здоровье»«Физическая культура»«Социализация»«Труд»«Коммуникация»«Познание» По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Физическая культура» «Чтение художественной литературы»
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ: Комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей. Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей. Деятельность, являющаяся одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.
В рамках реализации непосредственной образовательной деятельности по разделу Безопасность реализуются все виды деятельности детей дошкольного возраста: Игра дающая ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.
позволяющая детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Продуктивная деятельность
заключающая в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В группах присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы ( иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос). Предметная деятельность
обогащающий социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых. Труд
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Средства ознакомления детей с основами безопасности: Окружающая социальная действительность Предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями Художественная литература являющаяся одновременно источником знаний и источником чувств.
Методы ознакомления детей с основами безопасности: Метод сравнения.Метод моделирования ситуаций.Метод повторения.Экспериментирование и опыты. Игровые приемы Придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ » Разделы (задачи, блоки) Воз раст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1. РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ 1. Внешность человека может быть обманчива МЛ., СР. СТ. Объяснение, напоминание, чтение худ. лит-ры Рассматривание иллюстраций, чтение, тренинги Рассматривание иллюстраций, разные виды игр Объяснение, напоминание 2. Опасные ситуации, контакты с незнакомыми людьми на улице МЛ., СР. СТ. Ситуативные беседы, работа в тетрадях, игра, чтение Творческое задание, обсуждение Игры, рассматривание иллюстраций Рассказ 3. Опасные ситуации, контакты с незнакомыми людьми дома МЛ., СР. СТ. Работа в тетрадях, объяснение, напоминание, тренинг Рассказ, чтение, игра Игра Объяснение, напоминание 4. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице СР., СТ. Беседа, работа в тетради Тренинг, творческое задание Рассказ, чтение сказок Участие в занятиях, беседы 5. Ребенок и его старшие приятели СР., СТ. Работа в тетради, ситуативные беседы Творческое задание, инсценирование, драматизация Рассматривание иллюстраций Беседа, информация на стенде
II. РЕБЕНОК ДОМА 1. Пожароопасные предметы МЛ., СР. СТ Чтение худ. лит-ры, ситуативные беседы Обсуждение, продуктивные виды деятельности Рассматривани е иллюстраций, тематических альбомов Информация на стенде 2. Предметы, требующие осторожного обращения МЛ., СР. СТ Игра, работа в тетради Решение проблемных ситуаций Беседа, напоминание 3. Использование и хранение опасных предметов МЛ., СР. СТ Работа в тетради, беседа Объяснение Беседа 4. Пожар напоминание СР., СТ. Работа в тетради, Беседа, упражнения, тренинги Продуктивная деятельность Напоминание, оформление стенда 5. Как вызвать милицию СР., СТ. Работа в тетради, беседа, чтение худ.лит-ры Игры напоминание, объяснение 6. Скорая помощь СР., СТ. Работа в тетради, обсуждение тренинг, игровая ситуация Игры творческое задание 7.Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности МЛ., СР. СТ Работа в тетради, беседа обсуждение, творческое задание Рассматривани е иллюстраций
III. РЕБЕНОК И ПРИРОДА 1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе МЛ., СР. СТ Объяснение, напоминание Продуктивная деятельность Творческие задания 2. Будем беречь и охранять природу МЛ., СР. СТ Работа в тетради, беседа Беседа, труд в природе (на участке) Продуктив ная деятельность Беседа 3. Съедобные и несъедобные грибы СР., СТ. Ситуативное обучение Обучение, рассматривание иллюстраций Продуктив- ная деятельность Ситуативное объяснение 4. Съедобные ягоды и ядовитые растения СР., СТ. Работа в тетради, беседа Игра Продуктив- ная деятельность Объяснение, напоминание 5. Сбор грибов и ягод (настольная игра) СР., СТ. Работа в тетради, беседа Игра Продуктив- ная деятельность 6. Контакты с животными МЛ., СР. СТ Работа в тетради, беседа Рассказы, чтение Объяснение, запреты
III. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА 1. Как устроено тело человека МЛ., СР. СТ Беседа, работа в тетради Игра, рассматривание, обсуждение Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов 2. Как работает сердце человека СР., СТ. Беседа, объяснение Рассматривание тематического альбома и обсуждение Рассматри- вание иллюстраций, 3. Что мы делаем, когда едим СР., СТ. Беседа, курс «Познаю себя» Объяснение, напоминание, творческое задание Рассматривани е тематического альбома 4. Как мы дышим СР., СТ. Беседа, упражнение Ситуативное объяснение 5. Как движутся части тела СР., СТ. Рассказ Продуктивная деятельность Тренинг 6. Отношение к больному человеку СР., СТ. Напоминание Ситуативная беседа 7. Микробы и вирусы СР., СТ. рассказ Рассказ 8. Здоровье и болезнь МЛ.,СР. СТ Беседа Рассказ Рассматрива- ние иллюстраций Рассказы, чтение 9. Личная гигиена МЛ.,СР. СТ упражнения УпражненияСамообслужи- вание
10. Витамины и полезные продукты СР., СТ. Тематический досуг Творческие задания, дидактические игры Продуктивная деятельность 11. Витамины и здоровый организм СР., СТ. Беседа, работа в тетради Объяснение, напоминание Дидактическа я игра 12. Здоровая пища СР., СТ. Беседа, обсуждение Творческие задания Продуктивная деятельность 13. Режим дня СР., СТ. Объяснение, напоминание Беседа, чтение Настольно- печатные игры 14. на воде, на солнце СР., СТ. беседа Объяснение, напоминание Настольно- печатные игры по валеологии 15. СпортСР., СТ. Беседа, работа в тетради игра Рассматриван ие альбома «Виды спорта»
V. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 1. Детские страхи МЛ., СР. СТ работа в тетради, индивидуальная работа с ребенком Чтение художественной литературы напоминание 2. Конфликты между детьми МЛ., СР. СТ Объяснение, напоминание Напоминание Беседы
VI. РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ 1. В городском транспорте СР., СТ.игра Беседы, упражнения, тренинги Сюжетно- ролевая игра, рассматривание иллюстраций Объяснение, напоминание, похвала 2. Дорожные знаки МЛ.,СР. СТ Рассматривание иллюстраций Ситуативное обучение, дидактические игры Настольно- печатные игры, продуктивна я деятельность Тренинг, творческая работа 3. Игры во двореМЛ.,СР. СТ Беседа Игра-тренинг Рассматривание иллюстраций Творческое задание «План- схема», где безопасно играть
4. Катание на велосипеде, роликах, самокате в черте города СР., СТ Решение проблемных ситуаций Просмотр и обсуждение видео Рассматривание иллюстраций Напоминание 5. Опасные участки на пешеходной части улицы СР., СТ Тематичсекий досуг, игры Обучение Тематически е досуги Упражнения 6. Безопасное поведение на улице МЛ.,СР. СТ Беседа, обсуждение Рассказ, просмотр видео Рассматривание иллюстраций Личный пример, напоминание 7. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице СР.СТ Обсуждение, работа в тетради Напоминание, объяснение Рассматривание тематичсеки х альбомов, с-ролевая игра Ситуативное объяснение 8. Знаешь ли ты свой адрес СР., СТИгровая ситуация Дидактическая игра Инсцениро- вание, общение со сверстни- ками напоминание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!