Утвержден приказом Министерством образования науки РФ от 17 октября Зарегистрирован приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка В основе ФГОС заложены следующие основные принципы: Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей Уважение личности ребенка Реализация программы в формах специфических для детей дошкольного возраста
Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ Возможности освоения каждым ребенком Программы на разных этапах ее реализации
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Сотрудничество ДОУ с семьей. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Возрастная адекватность дошкольного образования Учет этнокультурной ситуации развития детей
Повышение социального статуса дошкольного образования Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных Программ, их структуре и результатам их освоения Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
1. Охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3. Обеспечение преемственностей целей, задач и содержания образования реализуемых в рамках образовательных Программ различных уровней 4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями 5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6. Формирование общей культуры личности детей 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования 8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охрана и укрепление здоровья детей
Разработки Программы Разработки вариативных примерных образовательных Программ дошкольного образования Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования Объективной оценки соответствия образовательной деятельности требованиям стандарта Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования медработников, а также проведение их аттестации Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления их психофизического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Структуре Программы и ее объему Условиям реализации Программы Результатам освоения Программы
Требования к психолого-педагогическим условиям К кадровым условиям Материально-техническим условиям Финансовым условиям К развивающей предметно- пространственной среде
УКАЗАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, КОТОРАЯ: Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей Обеспечивает эмоциональное благополучие детей Способствует профессиональному развитию педагогических работников Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования Обеспечивает открытость дошкольного образования Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм психического и физического насилия Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования с ОВЗ
ОИР производится педагогическим работников в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1. Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития) 2. Оптимизация работы с группой детей
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, т.е. выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребенка в психологической диагностики допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком Уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям Поддержку индивидуальностей и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей Недиррективную помощь детям, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Установление правил взаимодействий в разных ситуациях Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья Развитие коммуникативных способностей детей и умений работать в группе сверстников Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка Организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического, художественно-эстетического развития детей Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства Оценка индивидуального развития детей Взаимодействие с родителями по вопросам образования и воспитания ребенка
Должна быть: Содержательно-насыщенной Трансформируемой Функциональной Вариативной Доступной Безопасной
Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочке должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761, с изменениями внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. 448
1. Требования, определяемые в соответствии с Сан ПиН 2. Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности 3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей 4. Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой 5. Требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами
Финансовые условия реализации условий Программы должны: Обеспечить возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы Обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей Отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирований
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе уровня завершения дошкольного образования