Выполнила: Шистерова Елена Михайловна старший воспитатель
Содержание: 1. Понятие сказки. 2. Классификация сказок. а)Народные сказки. б)Авторские сказки. в)Психотерапевтические сказки. г)Медитативные сказки. д)Дидактические сказки. 3. Виды сказок. а)Сказки о животных. б)Волшебные сказки. в)Бытовые сказки. 4.Литература.
«Сказка-это устный рассказ бытующий в народе с целью развлечения, имеющий в содержании необычное в бытовом смысле событии и отличающихся необычным специальным композиционным построением». А.И.Никифоров
Классификация сказок *Художественные : -Авторские - Народные *Психокоррекционные*Психотерапевтические*Медитативные*Дидактические
Народные Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочиненные народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколения. Примеры сказок: «Лиса плачея», «Звери в яме», «Лиса и заяц», «Дочь и падчерица» и т. д.
Авторские Это авторские сказки, которые по времени появились позже народных. Например: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» П.П. Бажов «Серебренное копытце» Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» Ш.Перо «Красная шапочка» и многие другие.
Психотерапевтические Это особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий; они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны; эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Пример: «В какой мир мы пришли», «Сказка о забывчивой фее», «Откуда пришла ночь».
Медитативные Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия эмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развитие личностного ресурса, взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Особенность- отсутствие в них конфликтов и злых героев. Пример: «Чудесные сны», «Добрый слон», «солнышко мое», «Море улыбается» и другие.
Дидактические Создаются и используются педагогами; в форме дидактических сказок подаются учебные задания, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и т. д.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Пример: «Азбука правильного питания», «Дорожная азбука» и другие.
Виды сказок 1) Сказка о животных 2) Сказка волшебная 2) Сказка волшебная 3) Бытовые сказки 3) Бытовые сказки
Сказки о животных В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, Они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например: «Медведь», «Пескарь», «Сказка про самого слабого» и другие.
Волшебные сказки В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный мир, фантастический и не ограниченный мир. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающего его. Например: «Мальчик с пальчик», «Крошечка Ховрошечка», «Снегурочка» и другие.
Бытовые сказки Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Например: «Коза дереза», «Каша из топора», «Теремок», «Чудо - меленка» и другие.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувства доверия ко всем обитателям нашей земли, занятым честным трудом.
Литература: А.Н. Ффонасьев «Народные русские сказки» издательство К. Солдаттнкова 1973 год. А.Н. Ффонасьев «Народные русские сказки» издательство К. Солдаттнкова 1973 год. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры» издательство Санкт – Петербург 2002 год. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры» издательство Санкт – Петербург 2002 год. Е.Е.Зубарева «Детская литература» издательство Москва 1989 год. Е.Е.Зубарева «Детская литература» издательство Москва 1989 год. Дидактические пособия: «Азбука правильного питания», «Дорожная азбука», «Совушка» и др. Дидактические пособия: «Азбука правильного питания», «Дорожная азбука», «Совушка» и др.
Спасибо за внимание!