Л.Н. Андреев «Кусака»
Цель урока: Продолжить знакомство с произведением Л.Н. Андреева «Кусака». Развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста. Воспитание чувства сострадания и любви к животным.
Домашнее задание: Объяснение домашнего задания и запись в дневник. Ответить на вопросы на странице 119. творческое задание: написать рассказ о животном: своем, бездомном.
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему Кусака перестала доверять людям? Что вы думаете о дачниках? Отчего люди делались «еще добрее», чем были? Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»? Отчего «расцвела» собака?
Гуманистический пафос произведения Почему дачники не взяли Кусаку в город? Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним? Как изменяется пейзаж на протяжении рассказа? Какое значение это имеет? Как реагировала собака на отъезд людей? Примирилась ли Кусака со своим одиночеством? Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее та же кличка?
Сопоставьте слова песни и фрагментов рассказа Собака хватает прохожих за пятку Собака съедает гражданку лошадку А с ней – гражданина кота, Когда проживает собака не в будке, Когда у нее завывает в желудке. И каждому ясно, что эта собака Круглая сирота.
Подумайте! Определите, чем отличается интонация песенки от интонации рассказа?.
Беседа по вопросам: Кто виноват в одиночестве Кусаки? Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Кусаки? Будет ли она доверять людям? В каких еще произведениях героями выступают собаки? Что общего в их судьбе с судьбой Кусаки?
Рефлексия Какие чувства вызвал у вас рассказ ? Как бы вы поступили на месте дачников ? Как бы вы поступили на месте Лели ?