Урок изучения нового материала Разработала учитель биологии Вдовина С.Ю.
Вы узнаете: -с-систематическое положение человека в ряду живых существ -к-как развивались представления о происхождении человека -о-основные этапы антропогенеза Вы научитесь: - обосновывать положение современного человека в системе живой природы на основе доказательств о сходстве и отличиях человека и животных Цель урока: рассмотреть место человека в системе живой природы
К. Линней К. Линней поместил человека в группу приматов. Ж. Б. Ламарк Ж. Б. Ламарк первым высказал мысль, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. Ч. Дарвин Ч. Дарвин убедительно доказал, что человек последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития животных («Происхождение человека»). Показал значение не только биологических, но и социальных факторов в эволюции человека.
ЦАРСТВО животные ТИП хордовые КЛАСС млекопитающие ОТРЯД приматы СЕМЕЙСТВО люди РОД человек ВИД человек разумный
Задание: Используя текст учебника, выберите и сгруппируйте доказательства родства человека и животных. Предложите свой вариант изображения этой информации (схема, таблица, …)
Примитивные насекомоядные млекопитающие Приматы Гиббоны ОрангутаныДриопитеки Шимпанзе ГориллыАвстралопитеки Ветвь к человеку
живорождение и вскармливание потомства молоком; теплокровность; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное и внутреннее ухо; кожа, покрытая волосяным покровом; молочные железы с сосками
Проблема: Мы выяснили, что человекообразные обезьяны эволюционно наши ближайшие родственники. Почему же в настоящее время ни одна обезьяна не стала человеком? происхождение человека, факты
Сходства: -сходная структура мозгового и лицевого отдела черепа -развитие лобных долей головного мозга -наличие извилин коры больших полушарий -исчезновение хвостового отдела позвоночника -наличие мимики -резус крови - беременность 9 месяцев -наличие сходных заболеваний
Различия: прямохождение S-образный изгиб позвоночника сводчатая стопа уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении шире стали кости таза большой палец руки противопоставлен остальным, рука превратилась в орган труда мозговой отдел преобладает над лицевым речь, сознание, мышление
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных Вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу. Приведите примеры. 2. Что свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих? 3. Кто впервые высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков? 4. Воспроизведите схему «Систематическое положение человека в живой природе». 5. Назовите живых существ, которые в ходе эволюции привели к «ветви человек».
Домашнее задание: Изучить параграф 69 Ответить на вопросы в конце параграфа
ЦАРСТВО животные ТИП хордовые КЛАСС млекопитающие ОТРЯД приматы СЕМЕЙСТВО люди РОД человек ВИД человек разумный
живорождение и вскармливание потомства молоком; теплокровность; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное и внутреннее ухо; кожа, покрытая волосяным покровом; молочные железы с сосками
Примитивные насекомоядные млекопитающие Приматы Гиббоны ОрангутаныДриопитеки Шимпанзе ГориллыАвстралопитеки Ветвь к человеку