Образы покаяния в Каноне прп. Андрея Критского
Пение канона прп. Андрея Критского направлено на пробуждение нашей души от сна греха. Творец канона приводит на память лица и события из библейской истории, начиная от сотворения Адама и применяет их к нравственному состоянию и потребностям души, извлекая обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.
Адам и Ева Господь даровал человеку в лице Адама бытие и жизнь. Одушевил его Своим дыханием. Преступлением заповеди человек заслужил праведный гнев Божий. Ему осталось теперь одно: принести покаяние пред Богом, раскаяться в своей тяжкой вине пред Ним и умолять Его о помиловании. Так и поступил Адам; так должен поступать и всякий человек, не желающий себе погибели.
Каин и Авель «Превзойдя Каиново убийство, сознательным произволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами». Жертва Каина была отвергнута Богом, Авелева же принята. Каин принес бескровную жертву от плодов трудов своих, Авель, занимавшийся скотоводством, принес жертву кровавую, от животных. То и другое хорошо, но дело не в том, что принесено в жертву, а в том, как принесено.
Дела и благотворения имеют цену у Господа при их бескорыстности и чистоте. В противном случае наши жертвы похожи на жертвы Каина. Ничто его не удержало от братоубийства. Однако Каин погубил только тело брата, душе же его повредить не мог. Христианин же грешит тяжелее, чем Каин, когда губит душу свою, принося ее в жертву плоти, когда живет для нее одной.
МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ Умилостивись, как мытарь, взываю к Тебе, Спаситель, смилуйся надо мною: ибо как никто из потомков Адамовых я согрешил пред Тобою.
Блудный сын «Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: Отец Милосердный, поспеши и умилосердись надо мною».
«Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей» ЗАКХЕЙ ( мытарь)
БЛУДНИЦА Господь не отверг и женщину, помазавшую Господа миром. Наоборот, он утвердил в ней веру в Него и надежду, что и ей Он простит грехи, если она принесет покаяние в них, и вот она у Его ног. Она потому так горячо обливала Его ноги слезами и так усердно мазала их миром, что уверена была в милосердии к ней Господа.
Истинное же покаяние состоит не только в сожалении о прежних грехах. Если мы хотя бы вернем то, что должны тем, кто на нас обижен, то и в наш дом придет Христос, подобно тому, как Он пришел в дом Закхея. Если мы со слезами признаем свои прегрешения и припадем к Спасителю с верой в его милосердие, то получим прощение.
Презентацию подготовили ученики 10 класса Городенской Православной гимназии 2014 г.