В.И. ЯКУНИН ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» «К эффективному развитию железнодорожной отрасли. Время согласованных действий» VII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» 1
Экономический кризис и его последствия для отрасли Выход на уровень 2008 года по грузообороту и пассажирообороту не ранее 2012 года Снижение затрат не только за счет экономии ресурсов, но и в результате переноса ремонтных программ на более поздние сроки Глобальные изменения баланса спроса и предложения на мировых рынках Усиление давления на железные дороги со стороны других видов транспорта Дефицит инвестиций 2
Инвестиционный бюджет ОАО «РЖД», млрд. руб. без НДС 3 381,5 257,2 Проект плана, рассмотренный на заседании Правительства РФ План на 2009 год (в соответствии с уточненным инвестбюджетом) Инвестиционная программа 2008 года Проекты за счет собственных средств ОАО «РЖД» «Олимпийские проекты» (за счет госбюджета)
Влияние кризиса на деятельность ОАО «РЖД» В условиях отсутствия доступа к внешнему финансированию Компания для достижения финансовой сбалансированности была вынуждена пойти на сокращение эксплуатационных расходов 4 Материальные затраты – 30,2% Оплата труда с ЕСН – 26,4% Амортизация – 16,3% Топливо и электроэнергия – 19,7% 187,9 млрд. руб. Прочие расходы – 7,4% - 19,5% Погрузка за 9 месяцев 2009 г. на 19,5% ниже, чем за 9 мес г. В 2009 г. ожидается превышение плановых показателей погрузки со снижением к 2008 г. на 16%, млрд.т. Снижение расходов в 2009 г., млрд. руб. -173,1 млрд.руб. -14,8 млрд.руб.
Реализация проектов по повышению конкурентоспособности железных дорог «Транссиб за 7 суток» «Сапсан» Аэроэкспресс Развитие информационных технологий 5
Государственная поддержка отрасли в 2009 году Компенсация недополученных доходов в связи со снижением темпов роста тарифов 50 млрд. 100% компенсация убытков по дальним пассажирским перевозкам 27,8 млрд. Льготы студентам и школьникам 2,3 млрд. Строительство обходной линии в Березниках 6 млрд. Увеличение закупок подвижного состава ТВЗ 3 млрд. 6 Создание условий для завершения в 2010 году реализации III этапа структурной реформы
7 Источники финансирования подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России» в гг., млрд. руб. в ценах соответствующих лет без НДС * - средства, предусмотренные на строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия) Всего в том числе: Средства холдинга «РЖД» Федеральный бюджет Региональные бюджеты Инвестиционная составляющая в тарифе ОАО «РЖД» Средства других частных инвесторов 69,4 % 14,3 % 5,5 % 4,0 % 6,8 % 1746,1 млрд. руб. 97,2 % ? ? 2,8 %* ? 564,1 млрд. руб. Финансирование реализации ФЦП «Развитие транспортной системы в России ( годы)» обеспечено источниками на гг. менее, чем на треть. Более 97% подтвержденных источников составляют средства ОАО «РЖД» Предусмотрено ФЦП Подтвержденные инвестиции
Необходимые мероприятия для завершения реализации Программы структурной реформы Формирование новой системы управления парком грузовых вагоновСоздание «Федеральной пассажирской компании» Формирование конкурентной среды в сфере оперирования грузовыми вагонами, создание «Второй грузовой компании» Учреждение пригородных пассажирских компаний, вывод на безубыточность пригородного комплекса Завершение формирования рынка ремонта грузовых вагоновСоздание дочернего общества в сфере санаторно-курортного обслуживания Формирование Программы продажи акций ДЗО ОАО «РЖД» на гг. Реорганизация системы управления ОАО «РЖД»Совершенствование нормативной правовой базы 8
Основные положения проекта Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2015 г. Нецелесообразность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок Развитие рынка оперирования грузовыми вагонами Модель развития частных перевозчиков Трансформация тарифной системы Система взаимоотношений государства и владельца инфраструктуры 9
Приоритеты совместных действий по развитию отрасли на ближайшую перспективу Завершение в 2010 году мероприятий третьего этапа реформирования Существенное повышение гибкости и клиентоориентированности Формирование четкой системы взаимоотношений отрасли и государства как заказчика социально-значимых услуг Значительное повышение эффективности взаимодействия субъектов перевозочного процесса Внедрение прорывных, инновационных решений в практику работы Обеспечение существенного роста производительности труда Выработка четкой программы привлечения инвестиций в отрасль 10