Формирование фонематического восприятия.. Подготовила С.В.Надеина к семинару 2012 года
Этапы формирования фонематического восприятия :
1. Развитие слухового восприятия: А) слухового внимания; Б) слуховой памяти; В) речевого слуха; 2. Становление фонематического слуха: А) в рядах изолированных гласных; Б) в рядах слогов; В) в словах; 3. Дифференциацию парных звуков.
Игры на развитие слухового внимания: « Где раздаётся звук? » - закрепление слуховой ориентации (Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: - показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля). « Угадай по звуку » - определение предмета по характеру звука (На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки. Детям демонстрируют, характерные для каждого предмета звучания, шумы, затем то же проделывают за ширмой ). « Сделай так же » - определение предмета по характеру звука (На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего 5-6 предметов. Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек).
Игры на развитие слуховой памяти: « Наведи порядок » - называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен их разложить в той же последовательности. « Что я не назвал? » - обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их.
Воспитание слухового восприятия - узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по речевому составу: А) далёкие слова: муха, паук, утка, вата. Б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото. В) с постепенным отниманием или наращиванием звуков: дудочки-удочки, краны-раны, рот-крот. Г) слова, различающиеся одним или двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток. Д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля(Оля) держит шарик, Вова мыл (мёл) пол.
Игры на развитие речевого слуха: «Кто летает (плавает, едет, бегает)?» - произносим ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят «летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание. «Называй, не зевай!» - дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: «Вот она (он)» или «У меня мак (лак, лук, сук)» и т.д.
Работа с рядами гласных звуков. Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, называют последовательность всех гласных звуков.
Игровые приёмы в работе с гласными звуками: - « Узнай плач Алёнушки » - ааа: а-о-а-и-э- а-а-у-ы-а …. - « Когда болят зубки? » -ооо - « Кто услышит жеребёнка? » - ии.
Фонетическое пособие по негидальскому языку.
Педагог нажимает на кнопку воспроизведения и дети повторяют за ним несколько раз (развитие слуховой памяти и внимания), затем речевое воспроизведение. Педагог нажимает на кнопку воспроизведения и дети повторяют за ним несколько раз (развитие слуховой памяти и внимания), затем речевое воспроизведение. Стр счёт Стр счёт Стр.186- названия рыб (те же этапы и забавные подвижные игры) Стр.186- названия рыб (те же этапы и забавные подвижные игры) Стр.187- животные Стр.187- животные Стр ягода Стр ягода Стр.249- животные Стр.249- животные Стр.255 и 256- это воспроизведение голосов птиц и животных (очень увлекательная игра) + расширение словарного запаса. Стр.255 и 256- это воспроизведение голосов птиц и животных (очень увлекательная игра) + расширение словарного запаса.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!