Оптимальное питание и рациональное кормление грудных детей относится к числу самых важных факторов, определяющих здоровье, физическое и психическое развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Естественное вскармливание Д.м.н., проф., М.Н.А. Вскармливание Ребенок до 6 месяцев должен находиться исключительно на грудном вскармливании «по требованию»
Advertisements

Оптимальное питание как важнейший фактор обеспечения здоровья на всю жизнь Профессор Конь И.Я. НИИ питания РАМН Отдел детского питания.
Основы правильного питания. Рациональное питание - это питание, которое удовлетворяет потребность организма в пищевых веществах и энергии, при этом пищевые.
Введение прикорма у детей. Что?Сколько? В каком виде? Когда?
Сестра медицинская старшая ДУУ 407 Хрустицкая Е.В.
Это нужно знать! Правильное питание – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
МУЗ «Канашская городская детская больница» Питание детей грудного и раннего возраста Медицинская сестра участковая Петрова Ольга Ивановна.
Научно - практическая конференция на тему: «Здоровая пища» Проект подготовлен ученицами 10 «А» класса МБОУ СОШ 1 г.Климовска Комлевой Ольгой и Норык Анастасией.
Особенности питания детей грудного возраста. «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и молока матери» М.Горький Идеальной пищей для младенца является.
ЗДОРОВАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА Выполнила: ученица 9 «А» класса Ткаченко Ася.
1. Критерии выбора темы, ее место в образовательном процессе: Актуальность Новизна в практической деятельности Перспективность Соответствие темы профилю.
РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ Подготовила социальный педагог МОУ СОШ 11 Наталья Владимировна Акопян г. ТУАПСЕ.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
Здоровое питание Классный час. Что мы любим есть?
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ Белки и аминокислоты Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли и микроэлементы.
физические упражнения, спорт питание свежий воздух труд и отдых гигиена режим дня здоровье.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Организм человека – это уникальный «химический комбинат» Изучение особенностей питания учащихся МОУ СОШ 3. 8б класс.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Рациональное питание Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть. чтобы есть.
Транксрипт:

Оптимальное питание и рациональное кормление грудных детей относится к числу самых важных факторов, определяющих здоровье, физическое и психическое развитие

Важнейшие достоинства женского молока Оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ Высокая усвояемость организмом ребенка Наличие биологически активных веществ и защитных факторов Благоприятное влияние на микрофлору кишечника Стерильность Оптимальная температура

Преимущества грудного вскармливания для ребенка Противоинфекционная защита Снижение риска развития ожирения, сердечно- сосудистых, аутоиммунных заболеваний (сахарный диабет) Снижение риска синдрома внезапной смерти Снижение риска развития аллергии к белку коровьего молока Улучшение психомоторного и умственного развития Снижение частоты аномалий прикуса

Грудное молоко (ГМ) Состав грудного молока и соотношение его компонентов идеально соответствуют возможностям пищеварительной системы и обмена веществ грудного ребенка Наличие в ГМ большого количества ферментов - обеспечивают легкость усвоения ГМ Наличие в ГМ большого количества защитных белков - участвуют в формировании иммунной системы ребенка

Грудное молоко Наличие в ГМ нескольких видов бифидобактерий - важно для развития нормальной кишечной микрофлоры, формирования иммунитета Наличие в ГМ полиненасыщенных жирных кислот - необходимы для формирования клеток головного мозга, сетчатки глаза Оптимальное количество белка в ГМ – снижение нагрузки на почки и риска развития ожирения, сахарного диабета и болезней ССС

Грудное молоко МОЛОЗИВО. 1-5 день после родов. Богато белками, содержит защитные факторы ПЕРЕХОДНОЕ МОЛОКО ДЕНЬ ЗРЕЛОЕ МОЛОКО. С 15 ДНЯ

Раннее прикладывание к груди( в род зале) обеспечивает БЫСТРОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЫРАБОТКИ МОЛОКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛУЧШЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО К ВНЕУТРОБНОЙ ЖИЗНИ ЗАСЕЛЕНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА МАЛЫША НОРМАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРОЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КРЕПКОГО ИММУНИТЕТА ПРОДУКЦИЯ ГОРМОНА ОКСИТОЦИНА В ОРГАНИЗМЕ МАТЕРИ, обеспечивающего адекватную лактацию.

Современные аспекты введения прикорма в питание грудных детей Прикорм – любая пища, кроме женского молока и его искусственных заменителей, дополняющая рацион ребенка первого года жизни

Почему необходимо вводить прикорм Грудное молоко не может обеспечить растущие потребности ребенка В энергии В витаминах и микроэлементах В энергии В витаминах и микроэлементах Целесообразно расширить спектр пищевых веществ (растительные белки, жирные кислоты и т.д.) Для тренировки и развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и моторики ЖКТ Пищевое разнообразие стимулирует развитие нервной системы ребенка 6-8 мес. 25% энергии ребенок 6-8 мес. 25% энергии ребенок получает с продуктами прикорма, в 9-11 мес. не менее 50% 6 мес. ребенок с молоком матери получает менее 50% необходимого кол-ва Fe, Zn, Mn, витаминов

% суточного по потребления микронутриентов, которые ребенок должен получить с прикормом в возрасте 6 мес C.K.Lutter et al., J.Nutr.2003

Последствия слишком раннего или позднего введения прикорма Раннее введение прикорма ( 6 мес) Раззвитие дефицитных состояний (Fe, Zn, Ca) Задержка формирования навыков жевания

Сроки !!! Когда вводить первый прикорм ? ВОЗ – до 6 мес исключительно грудное вскармливание, прикорм – с 6 месяцев жизни Республика Беларусь 4-6 месяцев: индивидуальный подход

Признаки готовности ребенка к введению прикорма Когда ребенок: Сидит с поддержкой Поднимает голову вверх на короткие промежутки времени Исчезает рефлекс выталкивания Появляется способность глотания более плотной пищи Движение языка, формирующие пищевой комок Начинает открывать рот при приближении ложки Отворачивает голову от ложки, когда не голоден Проявляет интерес при виде пищи

Правила введения прикорма 1. Вводить только здоровому ребенку 2. Предлагать новый продукт многократно (до раз) 3. Давать прикорм перед кормлением грудью – начинать с ½ ч.л., постепенно увеличивая объем в течение 5-7 дней 4. Вводить новые блюда в утренние кормления – чтобы проследить реакцию ребенка 5. Начинать прикорм только с монокомпонентных блюд, после привыкания постепенно вводить прикормы, состоящие из нескольких продуктов.

Правила введения прикорма 6. Начинать прикорм с гомогенных блюд (не вызывают затруднении глотании), постепенно переходить к более густой и плотной пище. С 8-10 мес – прикормы с кусочками. 7. Предлагать ребенку прикорм в теплом виде с ложечки. Желательно чтобы ребенок сидел за специальным детским столом. 8. Прикладывать ребенка к груди после каждого кормления в период введения прикорма для сохранения лактации

Почему каша - оптимальный первый прикорм для грудного ребенка ?

Что такое детская каша ? Это крупяной продукт, предназначенный для прикорма детей. Каши содержит по меньшей мере 25% крупы (от 40 до 95%), обогащены витаминами и минералами. В каши часто добавляют фрукты, овощи, мясо, рыбу и т.д. Для первого прикорма используют безмолочную безглютеновую кашу

Почему первой вводится каша? Питательная ценность: Обеспечивают 20-30% ежедневных потребностей ребенка в энергии и нутриентах Энергетическая плотность (крахмал, мальтодекстрин) важна в начальном периоде введения прикорма при небольшом объеме порции Основной источник витаминов Д,Е,В1,В2,В6, фолат, биотин и минералов (Fe, Zn, I, Mg, Ca) Белковый компонент молочных каш обеспечивает эссенциальные АК Содержат идеальный набор пищевых волокон, улучшающих процессы пищеварения

Почему первой вводится каша? Легкость перехода и формирование вкусовых привычек Легкость перехода (ГМ+каша) Разнообразие текстуры и вкуса Комбинация с овощами, фруктами, мясом помогает легко принять новые вкусовые ощущения Энергетическая плотность позволяет снижать прогрессивно число кормлений/день, облегчает формирование режима питания, предупреждает привычку «перекуса »

Прикорм домашнего или промышленного приготовления ?

Потери витаминов и минералов при тепловой обработке Микронутриент% потери Витамин С60-70% (макс-80-90%) Витамины В20-30% Витамин АДо 50% Са 15% Железо 20% Пилат Т.Л с соавт г

Отличия продуктов прикорма промышленного производства от домашнего приготовления Продукты домашнего приготовления Непостоянное содержание витаминов и минералов - зависит от условий выращивания овощей и фруктов или рациона животных, экологии и транспортировки Соотношение белков, жиров и углеводов не сбалансировано Витамины и микроэлементы разрушаются в процессе неправильного хранения и приготовления Возможность быстрого заражения бактериями Требуют много времени для приготовления Продукты производственного приготовления Строгие требования к качеству сырья Сбалансированы по составу Обогащены витаминами и микроэлементами Полная безопасность в течение всего срока хранения (герметичная упаковка) Удобны в использовании Экономичны

Второй прикорм в питании грудных детей – овощное пюре Назначение через 2-3 недели после введения первого прикорма Вводится с небольших количеств (1/2-1 ч.л.) Один виде пюре из одного вида овощей Контроль за состоянием кожных покровов и стула

Характеристика овощных пюре рекомендованным для первого прикорма в питании грудных детей Монокомпонентные Низкоаллергенные Без сахара, соли С низким содержанием крахмала Низкоаллергенные овощи: цветная капуста, кабачок, брокколи, светлая тыква

Отказ ребенка от овощных пюре. Корни и последствия проблемы: Использование подслащенной воды после рождения усиливает принятие сладкой пищи в период введения прикорма Характер питания ребенка в возрасте 1-2 лет формирует вкусовые предпочтения в возрасте 8 лет (Skinner. 2002) Новую пищу легче принимают в возрасте 1 года, чем в более старшем возрасте Питание на 1-2-м году жизни закладывает основы и привычки здорового или неблагоприятного питания на долгие годы

Как мать пытается приучить ребенка к овощному пюре (A.Maier, 2007) 85% матерей прекращают после 2- 3 попыток Число попыток использовать нелюбимое блюдо

Исследования вкусового предпочтения у детей в возрасте 6-10 мес У детей в возрасте 6-10 мес можно преодолеть отрицание овощей Если мать предлагает нелюбимое блюдо 7-8 раз 70% детей начинают есть его с удовольствием Наблюдение на протяжении 3-х последующих месяцев показало, что 87% детей любят и с удовольствием едят нелюбимое ранее овощное блюдо

Фруктовые пюре в питании грудных детей Вводятся после овощей Вначале монокомпонентные Малоаллергенные Со сниженным содержанием сахара или без сахара Со сниженным содержанием крахмала

Чем полезны фруктовые пюре Пектины («природный чистильщик») Выведение токсических веществ из организма (тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды Улучшение пищеварения Органические кислоты (яблочная, винная, лимонная, щавелевая и др) и витамин С Способствуют лучшему усвоению железа Стимулируют выработку ферментов Обеспечивают разнообразие вкусов

Особенности введения прикорма детям с риском развития пищевой аллергии Важно обращать внимание, чтобы монокомпонентный продукт действительно состоял из одного ингредиента. Введение монокомпонентных продуктов без « балластных » компонентов позволяет более точно определить причинно- значимый аллерген, обеспечивая полноценное питание больному ребенку

GerberSemperNutriciaHipp ГРУШАГруша, витамин СГруша, вода, фруктоза, рисовый крахмал, витамин С, лимонная кислота Груша, фруктоза, рисовая мука, витамин С Груша, грушевый сок, рис молотый, крахмал, витамин С ПЕРСИКПерсик, витамин С, вода Нет Персики, вода, сок из сладких сортов яблок, рис молотый, крахмал, витамин С ЧЕРНОСЛИВЧернослив, вода Вода, чернослив, рисовый крахмал Нет Сливы, вода, сахар, рис молотый, рисовый крахмал, витамин С ТЫКВАТыква Тыква, вода, рисовый крахмал, растительное масло Нет

Мясо. Вводится через две недели после овощного пюре. Добавляют к основному прикорму и дают ежедневно.

В 6-8 мес у ребенка Появляется хороший контроль за губами и языком Демонстрирует нравится или нет пища Начинает жевать Может формировать пищевой комок Начинает держать пищу в руках и класть ее в рот Плотно сжимает губы, если не хочет есть Удерживает бутылочку с поддержкой Двигает верхней губой, чтобы приспособиться к ложечке

Вкусовое разнообразие и развитие младенца Стимуляция мозговой деятельности в критические периоды роста важна для развития определенных сегментов мозга, отвечающих за функции вкуса, обоняния, распознавания Существуют способы обучения младенцев и возможности развития вкусовых ощущений – создание связи между запахом, внешним видом и вкусом продукта

Фруктовые соки Рекомендуются после введения основных прикормов (каши, овощи, мясо), но не ранее 6 месяцев. До года количество не должно превышать мл в сутки

ЖЕЛТОК – вводится с 7-8 месяцев. 7 мес – ¼ желтка в сутки мес – ½ желтка в сутки. КЕФИР, ДЕТСКИЙ ЙОГУРТ – не ранее 8 мес, не более 200 мл/сут. Если у матери достаточное количество ГМ, то кефир можно вводить позже. ТВОРОГ – показан только при наличии дефицита белка. Допустимое количество – 6,5 мес – г; 7-9 мес – 40 г; 9-12 мес – 50 г

ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИК из белого хлеба – в 7 мес. ХЛЕБ несдобный пшеничный – с 8 мес. РЫБА – с 8-9 мес один - два раза в неделю в качестве альтернативы мясу. МОЛОКО цельное (коровье, козье) – может приводить к развитию анемии, поэтому его НЕ РЕКОМЕНДУЮТ использовать в питании детей первого года жизни в качестве самостоятельного продукта. Оно может входить в состав каш.

Спасибо за внимание!