Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. Проект «Зимующих птиц изучаем - речь развиваем» Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н.
О проекте Тип проекта: информационно- творческий Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед, родители, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Актуальность Для детей с ОНР характерен низкий словарный запас, трудности грамматического оформления речи, бедность восприятия и представлений. Исходя из этого, не все дети в достаточной мере обладают знаниями о зимующих птицах, могут дифференцировать их с перелетными и домашними, составлять рассказы-описания о птицах, пересказывать, составлять рассказы по картинам.
Цель проекта: Развитие речи детей посредством изучения зимующих птиц, формирование знаний о зимующих птицах, их отличительных особенностях. Задачи: - Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, сформировать понятие - зимующие птицы; - Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать умения анализировать, обобщать. Развивать интерес к процессу познания; - Совершенствовать употребление предлогов, умение употреблять тв. п. сущ., согласовывать числ. с сущ. - Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, памяти, моторики, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков; - Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам 4 - Развитие связной речи – умения составлять рассказы по картинам и рассказы -описания
Предполагаемые результаты - Расширение кругозора детей о зимующих птицах. - Развитие у детей внимания, логического мышления, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. - Обогащение словаря, качественное улучшение лексико-грамматической стороны речи. - Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта - Постановка целей; - Разработка задач; - Самообразование – изучение литературы по теме; - Составление конспектов НОД; - Подборка игр для индивидуальных и подгрупповых занятий. 1 этап – подготовительный
Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и развитию речи 2 этап – основной 2 этап – основной
Беседы «Что ты знаешь о птицах?» «Интересные факты» «Какая птица как зимует» «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?». «Меню птиц» Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие логического мышления, чувства ритма, обогащение словаря Игра «Кормушка» Цель: развитие, внимания, совершенствование употребления предлогов Игра «Какие части у птицы ты можешь назвать» Цель: развитие умения выделять части из целого, обогащения словаря
Игра «Рассмотри птиц, назови лишнюю и объясни почему» Цель: развитие логического мышления, умение дифференцировать птиц Игра: «Чем гордятся птицы» Цель: совершенствования умения употреблять тв. п. имен сущ.
Задание «Послушай пословицы и поговорки и объясни смысл» Цель: развитие связной речи, логического мышления, умения анализировать Задание: «Собери картинку»
Игра: «Перелетные или зимующие» Цель: развития умения дифференцировать птиц
Задание: «Вспомни и назови членов птичьих семей» Цель: развитие словарного запаса Игра «Один – много» Цель: закрепление употребления ед. и мн. числа сущ. Игра «Кого не стало из птиц зимой в лесу?» Цель: развитие умения согласовывать числ. и сущ. Игра: «Посчитай птиц» Цель: закрепление навыка порядкового счета, закрепление умений образовывать Р. п. сущ.
Задание «Расскажи рассказ о зимующих птиц» Цель: развитие связной речи
3 этап – заключительный Игра: «Чем накормим птиц?» Цель: закрепление навыка употребления Тв.п. сущ., умения составлять предложения
Викторина «Лучший знаток птиц» 1. У какой птицы клюв в виде креста? 2. Как синица подает голос? 3. На что похоже гнездо сороки? 4. Какая птица воркует? 5. Чем зимой любит полакомиться синица? 6. Когда появляются птенцы у дятла? 7. Когда появляются птенцы у клеста? 8. Какая птица самая любопытная? 9. Какая птица лечит деревья? 10. Какая птица одета в желтую блузку? 11. Чем питается клест зимой? 12. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? 13. У синицы клюв тонкий, а у дятла… 14. Кто знаменитая Каркуша? 15. Что птицам страшнее зимой: холод или голод?
Работа с родителями В конце недели родители с детьми получают задания нарисовать зимующую птицу и рассказать о ней. Также дети вместе с родителями закрепляют, составленный на занятии, рассказ по опорным картинкам на тему «Зимующие птицы».