Камаль Эль Зант
Исполнительность
Лексическое значение слова «Аль-вафаа» – от глагола «ваффа» – завершил, исполнил четко, по предписанному. Антоним слова «аль-вафаа» – «анна кд» – от глагола «канада» – разрушил, распустил. Это слово употребляется, когда говорится о женщине, которая вяжет кофту, а потом распускает её. Или когда мы завязываем узлы на нитке, а потом распускаем их. Когда ты нарушаешь договор, обещание, ты как будто распускаешь узлы (условия) договора. Значит, исполнительность должна присутствовать после: завета, сурового завета, договора и обещания.
Есть такая хорошая татарская пословица «вагда – иман». Если ты дал обещание, то твоя вера требует от тебя исполнения обещанного. Исполнение обещанного имеет общее с нравом сыдк(правдивость). Почва аль-вафаа (исполнительности) – это правдивость. Правдивый человек должен быть исполнительным.
Исполнительность в отношениях с Аллахом (40). О сыны Исраила! Вспомните Милость Мою, которую Я оказал вам, и верно соблюдайте Мой завет, тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь. (2:40) (152). Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. На- полнейте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помяните назидание. (6:152)
(90). Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь! (91). Верно выполнейте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы делаете! (16:90–91) (20)....Которые верно выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания. (13:20) (10). Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками. А кто нарушит, тот нарушает только против самого себя. А кто выполняет то, о чем заключил завет с Аллахом, тому даст Он великую награду. (48:10)
Что будет в случае невыполнении завета с Аллахом? (27)....Тех, которые нарушают завет Аллаха после его закрепления и разделяют то, что Аллах повелел соединять (родственные связи), и совершают нечестие на земле. Это - те, которые окажутся в убытке. (2:27) (13). И за то, что они нарушили свой договор, Мы их прокляли и сделали сердца их жестокими: они искажают слова, (переставляя их) с их мест. И забыли они часть того, что им было упомянуто. И ты не престаешь узнавать об измене с их стороны, кроме немногих из них. Прости же и извини, – ведь Аллах любит добродеющих! (5:13)
(77). Поистине, те, которые покупают за договор с Аллахом и свои клятвы малую цену, – им нет доли в Пос-ледней жизни, и не будет беседовать с ними Аллах, и не посмотрит на них в День Воскресения, и не очистит их; и им – наказание болезненное! (3:77) Когда Аллах смотрит на Своего раба – это признак Милосердия к Своему рабу. Такие люди будут лишены Мило- сердия Аллаха в Судный День, когда ничего не поможет, кроме Милосердия Аллаха. (25). А те, которые нарушают завет с Аллахом после обещания верности и разрезают то, чему повелел Аллах быть соединенным (родственные связи), и распространяют нечестие на земле, для тех – проклятие и для них – злое жилище (в Аду)! (13:25) (95). Не покупайте же за договор с Аллахом малой цены! Поистине, то, что у Аллаха, лучше для вас, если вы знаете! (16:95)
-Ты знаешь, какое право имеет Аллах на Своих рабов? Не знаю. Право, чтобы они поклонялись Ему, не придавая Ему никого в сотоварищи. А ты знаешь, какое право имеют рабы на Аллаха, если они это сделают? Они будут иметь право на то, чтобы Он их не наказал в Аду. -«Пять раз в день намаз – кто бережет их, того Аллах обязался ввести в Рай, а кто их не бережет, он не имеет никакого права на Аллаха: или введет его, или накажет». -Одна сподвижница спросила, должна ли она совершить хадж за маму, которая умерла, не совершив его. Если мать оставила долг, ты бы вернула его людям? Да. Вернуть долг Аллаха важнее.
Исполнительность в отношениях с людьми (34). И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и исполнейте верно договоры: ведь о договоре спросят (Аллах в Судный День спросит о договоре).(17:34) (1). О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. (5:1) (1). Счастливы верующие, (8). которые соблюдают свои доверенности и договоры... (23:1,8) (32). И тех, которые соблюдают доверенное и договоры. (70:32) (молящиеся).
(177). Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (освобождение) рабов, и выстаивал молитву, и выплачивал закат, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богомбоязненные. (2:177) (76). Да! Кто верно выполнил свой договор и был богом- боязнен.Поистине, Аллах любит богомбоязненных! (3:76)
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берегите (делайте) шесть, я вам обещаю Рай. Будьте правдивы, когда говорите; исполнейте, когда вы обещаете; сохраняйте залог, берегите свои половые органы (от прелюбодеяния и мерзостей), потупляйте свои взоры (не смотрите на посторонних мужчин или женщин), удерживайте свои руки от вреда кому-нибудь». «Лицемер предает, когда ему доверяют, лжет, когда рас- сказывает, поступает вероломно, когда заключает договор, грешит, когда враждует с кем-либо». «Если среди народа не исполняется договор, тогда будет повышено количество убийств».
«В День Воскресения у каждого вероломного поставят знамя и будет сказано: «Это вероломство такого-то, сына такого- то». И худшая неисполнительность – со стороны руководителя. «И поистине, никто не проявляет большего вероломства, чем тот, кто правит людьми». Перед выборами нам обещают райскую жизнь Аллах Субханаху ва Тагаля в Священном изречении сказал: «В День Воскресения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно. И человеку, который нанял работника и потребовал от него выполнения работы сполна, но не заплатил ему И человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги».
- Исполнять договор нужно с любым человеком, мусульманин он или нет. Братья-мусульмане иногда твердят: Он кафир (неверующий), я не соблюдаю договоры с неверующими. -Худайбийский договор, «Если один из жителей Мекки примет ислам и придет к Мухаммаду, Мухаммад обязан его вернуть. После этого договора сбежал из Мекки Абу Басыр..... Умар ибн Хаттаб держит Абу Басыра, не хочет его отпускать, и жестами намекает на свой меч И все жители Мекки, принимавшие ислам, стали убегать из Мекки и присоединяться к Абу Басыру. А Абу Басыр основался на таком месте, где проезжали караваны курайшитов, и не пропускал ни одного из них
Желательно письменно фиксировать условия договора. (282).О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это....(2:282) Это именно для того, чтобы потом не было никаких недоразумений. Даже, если этот договор в нашей светской жизни не будет иметь полномочий, зато ты можешь потом доказать окружающим, что брат не выполняет условий договора, чтобы они не заключали с ним договоры, чтобы он других не вводил в заблуждение.
Суровый завет (21). И как вы можете отбирать это, когда вы сошлись друг с другом и они (женщины) взяли с вас суровый завет?(4:21) (7). Вот взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марйам, и взяли с них суровый завет... (33:7) «Самые серьезные условия, которые следовало бы вам исполнять – это именно те условия, из-за которых вы разрешили себе (вам разрешается) интимную близость». Нельзя превращать развод в легкое дело. Для развода должны быть серьезные причины. Нужно уступать друг другу в семье. В семье, в которой нет уступок, нет покоя. Это не семья, а поле боя: каждый требует исполнения своих прав.