Трудности адаптации первоклассников в школе. Учитель начальных классов МОУ СОШ 74 Галицына Людмила Валентиновна г.о. Самара 2010 год
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л.Кьюби
Актуальность: Нет сомнений, что данная тема очень актуальна и затрагивает каждого ребёнка и его семью. В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Актуальность: Нет сомнений, что данная тема очень актуальна и затрагивает каждого ребёнка и его семью. В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко.
Проблема: Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок: режимные трудности; коммуникативные трудности; проблема взаимоотношения с учителем; проблемы связанные с изменением семейной обстановки. Проблема: Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок: режимные трудности; коммуникативные трудности; проблема взаимоотношения с учителем; проблемы связанные с изменением семейной обстановки.
Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам: При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам: 1. Интеллектуальная готовность; 2. Личностная готовность; 3. Социально-психологическая готовность; 4. Физическая готовность.
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе: Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе: 1. Высокий уровень; 2. Средний уровень; 3. Низкий уровень.
При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля. При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля. При среднем уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. При среднем уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем.
Психологические исследования проводились в первых классах МОУ СОШ 74 Всего участвовало: 94 человека.
Результаты оценки адаптации учащихся 1-х классов
Выводы: Выводы: Согласно результатам исследований можно сказать, что подавляющее большинство первоклассников (79.8%) хорошо адаптированы к школе. Это спокойные дети, активно работающие на уроке, выполняющие основные требования учителя, общительные, дружелюбные по отношению к учителю и одноклассникам. Согласно результатам исследований можно сказать, что подавляющее большинство первоклассников (79.8%) хорошо адаптированы к школе. Это спокойные дети, активно работающие на уроке, выполняющие основные требования учителя, общительные, дружелюбные по отношению к учителю и одноклассникам.
Дети, которые попали в зону неполной адаптации (20.2%) имеют некоторую ограниченность в сфере общения, недостаточную активность как на уроке, так и на перемене. Дети, которые попали в зону неполной адаптации (20.2%) имеют некоторую ограниченность в сфере общения, недостаточную активность как на уроке, так и на перемене.
Условия адаптации: Физиологические Физиологические - Изменение режима дня; -Необходимость игры; -Правильная посадка; -Организация правильного питания; -Развитие двигательной активности; -Воспитание самостоятельности и ответственности Психологические Психологические -Психологический климат в семье; -Самооценка ребёнка; -Самоценность ребёнка для родителей; -Формирование интереса к школе; -Дружеское общение с одноклассниками; -Недопустимость физического воздействия; -Предоставление самостоятельности; -Учёт темперамента ребёнка; -Организация контроля за учёбой; -Поощрения за успехи и достижения; -Моральное стимулирование; -Развитие самоконтроля и самооценки.
Взаимоотношения с ребёнком в семье. Шкала общения родителей с ребёнком: Шкала общения родителей с ребёнком: Положительные эмоции отрицательные эмоции -хвалили -упрекали -поощряли -подавляли -одобряли -унижали -целовали -обвиняли -обнимали -осуждали -ласкали -отвергали -сопереживали -позорили -улыбались -читали нотации -восхищались -лишали чего-то -делали подарки -ставили в угол
Правила, которые помогут ребёнку в общении: -Н-Н-Н-Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. -П-П-П-Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся. -Н-Н-Н-Не дерись без причины. -З-З-З-Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. -И-И-И-Играй честно, не подводи своих товарищей. -Н-Н-Н-Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. -И-И-И-Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. -С-С-С-Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут. -Н-Н-Н-Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. -С-С-С-Старайся быть аккуратным. -П-П-П-Почаще говори: давай дружить, давай играть. -П-П-П-Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения: -Ты у меня умный, красивый(и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» - Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. - Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. - После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. -Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. -В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». -Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку. -Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу пед тактики решайте без него. -Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. -Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Что делать, если Вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
Следите за тем, чтобы он вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище. Следите за тем, чтобы он вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Пусть ребенок видит, что вы с интересом относитесь к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Пусть ребенок видит, что вы с интересом относитесь к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время родители проводят не только у телевизора или компьютера. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время родители проводят не только у телевизора или компьютера. Играть в компьютерные игры ребенок должен не более 20 минут в день. Играть в компьютерные игры ребенок должен не более 20 минут в день.
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление – предложите им записать этот рассказ, а вечером прочитайте его всем членам семьи. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление – предложите им записать этот рассказ, а вечером прочитайте его всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. И не все всегда будет получаться. Помогите ребенку не утратить веру в себя. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. И не все всегда будет получаться. Помогите ребенку не утратить веру в себя.
Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их, что важно, а что не очень. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их, что важно, а что не очень. Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов: «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты»… Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так. Об этом и скажите ему. Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов: «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты»… Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так. Об этом и скажите ему. Когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но вы наказываете его и совесть замолкает. А это опасно. Когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но вы наказываете его и совесть замолкает. А это опасно.
« Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом « Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом ощутить тепло заботливых рук, стать равноправным членом общества, иметь возможность свободно проявлять свои чувства и воплощать в жизнь собственные возможность свободно проявлять свои чувства и воплощать в жизнь собственные творческие идеи» Сэм Ким
Список литературы: Истратова О. Н. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, – 442, Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, – 442, 1 с.: ил. - (Справочник). 1 с.: ил. - (Справочник). Нижегородцева Н. В., Игадриков В. Д. Нижегородцева Н. В., Игадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе). Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе). Талызина Н. Ф. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 288 с. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 288 с. Урунтаева Г. А. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 336 с. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 336 с. Эльконин Д. Б. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Даниил Борисович Эльконин: Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, – 384 с. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Даниил Борисович Эльконин: Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, – 384 с.