«Экологическое воспитание дошкольников» Воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 51 » Золот а рёвой Аллы Владимировны Г. Владикавказ 2012
Актуальность поднимаемой мною темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно серьезная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В детском саду мы знакомим ребят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Воспитание основ экологической культуры личности. Формирование начал экологической культуры. Формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. (Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.)
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению. Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта. Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей. Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.
Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающей социальный, специальный, психолого- педагогический и методический аспекты. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Я считаю, что значительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитании могут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей, они не задумываются над тем, как ведут себя дети на природе (в лесу, парке и т.д.); не обращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряют муравейники, ломают ветви деревьев.
1. Зависит ли, на Ваш взгляд, будущее ребенка от условий его воспитания в детстве? 2. Укажите цифрами и проранжируйте степень влияния на развитие детей следующих факторов: a)стиль отношения родителей; b)материальное положение семьи; c)общение со сверстниками; d)возможность взаимодействовать с природными объектами; e)возможность взаимодействовать с природными объектами; f)посещение детского сада; g)наличие животных и растений в доме.
3.Укажите, какие проблемы в воспитании ребенка у Вас возникают: a)недостаточно времени для общения с ними; b)его недисциплинированность; c)недостаточно знаний по педагогике и психологии детей; d)проблема взаимопонимания; e)другие. 4. Как вы считаете, какую помощь в их решении Вы можете получить в детском саду? 5. Считаете ли Вы, что участие в совместных обсуждениях родителей и педагогов могли бы принести пользу лично Вам? 6. Какие формы оказания помощи Вам наиболее подходят: индивидуальные консультации, лекции, совместные обсуждения, получение информации через стенд для родителей, беседы?
7. Какие темы Вы считаете наиболее интересными? 8. Если к Вам обратился педагог с беседой о Вашем ребенке, каковы, на Ваш взгляд, его мотивы? 9. Часто ли Вы вместе с ребенком бываете на природе? a)часто; b)еженедельно; c)один раз в месяц; d)очень редко; e)только летом. 10. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к природным объектам? 11. Часто ли Вы организуете с ребенком наблюдение и игры в природе? 12. Привлекаете ли ребенка к труду по уходу за природными объектами?