Основная образовательная программа МДОБУ «ДСКВ 10»
Программа ориентирована на примерную образовательную программу дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. Программа адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС (Приказ 1155 от 17 октября 2013 года) Для работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности дополнительно осуществляется образовательная работа с детьми по адаптированной образовательной программе ориентированной на программы Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой « Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей»
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в следующих образовательных областях: Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие
Основная образовательная Программа ДОУ направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи, решаемые программой в процессе образовательной работы 1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 8) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности для детей от 3 х до 4 х лет – младшая группа; от 4 х до 5 х лет – средняя группа; от 5 до 6 лет – старшая группа; от 6 до 7 лет – подготовительная группа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелым нарушением речи) и группах комбинированной направленности с детьми ТНР в возрасте 5 – 7 лет
Дошкольный возраст (четвёртый год жизни): Становление двигательной активности и развитие моторики Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра Среди познавательных процессов наиболее развивается память Восприятие приобретает черты произвольности. Это возраст формирования сенсорных эталонов Активно развивается речь, но она ситуативная. Этот возраст является благоприятным периодом для развития речи детей Формируется наглядно-действенное мышление, закладываются основы наглядно-образного мышления Ребёнок начинает управлять своим вниманием Центральным механизмом развития личности в этот период является подражание Начинает формироваться произвольность поведения Особое внимание следует обратить на развитие самостоятельности Характеристика возраста
Дошкольный возраст (пятый год жизни): Становление двигательной активности и развитие моторики Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра Развивается и совершенствуется общение ребёнка со взрослым; совершенствуется общение со сверстниками Память приобретает черты произвольности (произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание) Активно осваивается речь, она становится контекстной. Это пик активного периода развития речи Наглядно-образное мышление становится ведущим Внимание становится произвольным Центральным механизмом развития личности в этот период остаётся подражание Зарождается важнейшее волевое качество - целеустремлённость Характеристика возраста
Дошкольный возраст (шестой год жизни): Становление двигательной активности (овладевают сложными видами движений) и развитие моторики Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра Устанавливаются отношения сотрудничества со взрослым, общение со взрослым приобретает черты личностного; начинает формироваться круг друзей Наблюдается переход к произвольному и опосредованному запоминанию. Память объединяется с речью и мышлением Активно осваивается речь, она становится связной Закладываются основы словесно-логического мышления В воображении начинает использовать символы; способен концентрировать внимание Развитие личности происходит в общении, внутренняя организация поведения становится более сложной. Важно выработать у детей правильные мотивы поведения
Характеристика возраста Дошкольный возраст (седьмой год жизни): - Движения становятся осмысленными, мотивированными и целенаправленными Социальный мир начинает осознаваться и переживаться в общении со взрослым; общение со сверстниками также приобретает личностные черты Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность Ребёнок овладевает перцептивными действиями (вычленяет из объектов наиболее характерные свойства); память становится произвольной Речь становится объяснительной Активно развивается словесно-логическое мышление Воображение и внимание становятся произвольными Развитие личности связано с развитием определённой линии поведения
Содержание программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.
Взаимодействие с семьей направлено на создание в детском саду необходимых условий для развития ответственности и взаимозависимости отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьями: - встречи-знакомства; - посещение семей; - анкетирование; - информирование; - родительские собрания; - организация выставок детского творчества; - общение по электронной почте. - участие в совместных образовательных проектах
туристические прогулки; физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц); спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год); соревнования; дни здоровья; тематические досуги; праздники; театрализованные представления; смотры и конкурсы; экскурсии. Формы совместной работы с родителями ( законными представителями)