Базовая площадка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 8 «Светлячок» п. Львовский Подольский район Московской области. Проект рассчитан: на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, их нормально развивающихся сверстников, педагогов и родителей.
– одно из самых значительных прав человека. В «Законе Об образовании РФ» 2012 г. введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27).
обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума Детям с ОВЗ Формирование толерантности к людям с ОВЗ, Понимание ценности здоровья, опыт преодоления своих ограничений в способностях Здоровым сверстникам Принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению Совершенствование педагогических технологий, разработка новых приемов и методов обучения. Педагогам ДОУ Социальная поддержка, помощь в воспитании и развития ребенка, коррекции и компенсации дефектов развития Семье ребенка с ОВЗ Соблюдение равных прав граждан, Ценность человеческого достоинства и индивидуальности Формирование толерантности в обществе. Обществу
обеспечение в детском саду 8 «Светлячок» п. Львовский возможности предоставления различных форм дошкольного образования, направленных на реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья и создание условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. В методической работе: --разработка: нормативно-правовой базы по проблеме, программного обеспечения образовательного процесса, -- модели взаимодействия с родителями по компенсации дефектов в развитии детей. --овладения специалистами ДОУ знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. В воспитательно-образовательном процессе: -- создание единой образовательно-воспитательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; -- обеспечение эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников; -- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования; --охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей
Мы считаем рациональным постепенное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому приняли решение об организации различных структурных подразделений в дошкольном учреждении.
оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения; За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или риском нарушения. В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
проведение коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер детей с ограниченными возможностями здоровья; подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к включению в инклюзивную группу; проведение консультативной работы с родителями, включение их в образовательный процесс. Используются различные формы занятий (индивидуальные, групповые занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.). Режимные моменты жизни в саду (свободная игра, прогулка, прием пищи) дети проживают вместе.
социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обычно развивающихся сверстников; осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, графической, конструктивной деятельности и т.д.); реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог)
В инклюзивном детском саду каждого принимают и считают важным членом коллектива. Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Комплексный подход - наличие команды специалистов разных профилей, работающих с детьми позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития. Вариативность в организации процессов обучения и воспитания. предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики.
Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары, участие родителей в праздниках. Родители имеют возможность посещать вместе с детьми групповые и индивидуальные занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка. Российское законодательство сохраняет за родителями детей с ОВЗ право на принятие окончательного решения о выборе для них определенного типа образовательного учреждения и образовательного маршрута. Детский сад ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает разработку рекомендаций, специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток.
открытие и эффективное функционирование в МДОУ ЦРР детский сад 8 «Светлячок» различных организационных форм инклюзивной практики: консультативный пункт, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», группа комбинированной направленности: продвижение детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии, коррекция и компенсация дефектов; внедрение новых коррекционных и педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; подборка методических рекомендаций и пособий, обобщающие опыт внедрения инклюзивного образования в ДОУ.
удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной доступности образовательного учреждения от места проживания); вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности; позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; повышение рейтинга образовательного учреждения.
повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение мотивационной готовности к сотрудничеству; результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.