Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах ДОУ» Выполнила: воспитатель МКДОУ д/с Лаврентьева С.А.
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. /Древнегреческий историк, "отец истории" Геродот/ Основа здорового образа жизни – стиль жизни…
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение проблемы формирования здорового образа жизни и выявление педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ. Задачи работы: охарактеризовать цель и задачи педагогического процесса, направленного на формирование здорового образа жизни; описать организационно-методические особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников ДОУ; выявить педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в физкультурно- оздоровительной работе в режиме дня ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ … Тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста к школе детей дошкольного возраста к школе (по данным медицинских исследований И.Г. Веселова, В.М. Чимарова, А.А. Бодалёва и др.)
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия» (Л.Г. Касьянов, И. М. Новикова). ЗДОРОВЬЕ «ЗДОРОВЬЕ является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Факторы, влияющие на здоровье человека (по материалам Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья )
Факторы, определяющие здоровый образ жизни человека Факторы, определяющие здоровый образ жизни человека (Из доклада Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г.) отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем и табакокурение); полноценное и сбалансированное питание; физическая активность; регулярное прохождение медицинских осмотров; культура обучения гигиеническим навыкам; соблюдение режима труда и отдыха; состояние окружающей среды.
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МКДОУ Д/С 281 ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У ДЕТЕЙ Воспитание ребёнка умеющего самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья
АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ) АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ( Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др ) Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм
Овладевать устойчивыми навыками здоровьесбе- решающего поведения Охрана и укрепление здоровья ребенка Формирование двигательных действий и культурно- гигиенических навыков и умений Формирование представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях Обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни Закаливание детского организма Задачи по формированию здорового образа жизни у дошкольников МКДОУ Д/С 281
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МКДОУ Д/С 281 СТРУКТУРА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ Педагогико - психолого – медицинская оценка эффективности и прогноз результативности Определение оздоровительной направленности и значимости для ребёнка 1. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки 2. Создание условий и оформление необходимого материала 3. Включение методики в педагогический процесс 4. Анализ результатов использования Мониторинг детей Анкетирование родителей 5. Показ результатов Открытые мероприятия Выступления Наглядный материал 6. Выводы и предложения
Непосредственно- образовательная деятельность Образовательная деятельность в режиме дня Взаимодействие с семьёй Самостоятельная двигательная деятельность детей Вариативная часть (кружковая работа) Организационные формы режимных моментов МКДОУ д/с 2 8 1
Условия формирования ЗОЖ
Образовательная деятельность в режиме дня осуществляется в разных формах: Утренняя гимнастика Культурно-гигиенические навыки
Физкультминутки Закаливающие мероприятия Образовательная деятельность в режиме дня осуществляется в разных формах:
Коррегирующая гимнастика Подвижные игры, физические упражнения на прогулке Образовательная деятельность в режиме дня осуществляется в разных формах:
Вариативная часть, созданная специалистами ДОУ
1. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования, Береснева З. И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» М.: ТЦ Сфера, Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание, Волошина Л. Организация здоровьесберешающего пространства//Дошкольное воспитание, Гончарова Е. В., Кузнецова Т. Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников// Педагогические науки. – Зимовина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника.- М.: «Владос», Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект //Дошкольное воспитание, Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим!?». М.: Просвещение, Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., Ошкина А.А. Исторический аспект проблемы здоровья и здорового образа жизни у дошкольников: Материалы научно-практической конференции - Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста// Г.П.Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Хамидуллина В.С. Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Гринёва Л.Г. Формирование привычки к ЗОЖ у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: