муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 14 г. Черемхово » КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Черемхово, 2014
Основная общеобразовательная программа МДОУ 14 г. Черемхово разработана в соответствии с Федеральным законом 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »; « Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях » ( Постановление от 15 мая 2013 г. N 91 « Об утверждении САНПИН ); « Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования » ( утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ); Приказом Министерства образования и науки РФ от « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования »; Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения « Детский сад 14 г. Черемхово ».
Цели программы : Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ; обеспечение уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, её структуре и результатам освоения ;
Программа направлена на решение задач : охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья ); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ( далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром ;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности ; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм : дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей ; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ; обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей ) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы : Программа построена на теоретико - методических подходах к проблеме развития психики ребёнка : Личностный подход ( Л. С. Выговский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Бажович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец ). Опора на личностные качества, направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы ; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Деятельный подход ( А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов ). Деятельность, как средство становления и развития субъектности ребенка. Возрастной подход ( Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, Л. И. Бажович, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже ). Учет закономерностей психического развития детей, прежде всего сенситивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психологических функций и новообразований, а также роль ведущих типов деятельности в их формировании. Системный подход ( А. А. Богданов, Г. Саймон ). Совокупность хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Программа сформирована в соответствии с основными принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом : полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития ;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ( далее – индивидуализация дошкольного образования ); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником ( субъектом ) образовательных отношений ; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; сотрудничество детского сада с семьёй ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ); учёт этнокультурной ситуации развития детей ; учет интеграции образовательных областей ; соблюдение комплексно - тематического принципа построения воспитательно - образовательного процесса.
Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и походы к формированию Программы Основные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Индивидуальные особенности детей Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
Содержательный раздел
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей МДОУ 14 г. Черемхово в МДОУ 14 г. Черемхово функционирует 6 групп : 1 группа – вторая младшая, возраст детей 3-4- года ; 2 группы – средняя группа, возраст детей 4-5 лет ; 1 группа – старшая группа, возраст детей 5-6 лет ; 1 группа – подготовительная к школе группа, возраст детей 6-7 лет ; 1 группа – санаторная разновозрастная группа, возраст детей 4-6 лет ;
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей ( далее - образовательные области ): социально - коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно - эстетическое развитие ; физическое развитие. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Целевые ориентиры Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка : Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Организационный раздел включает : Кадровое обеспечение Материально - техническое обеспечение Программы Учебно - методическое обеспечение Программы Психолого - педагогические условия реализации программы Способы направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Описание развивающей предметно - пространственной среды. Организация режима пребывания детей
Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы : единый подход к процессу воспитания ребёнка ; открытость дошкольного учреждения для родителей ; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей ; уважение и доброжелательность друг к другу ; дифференцированный подход к каждой семье ; равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в МДОУ 14 г. Черемхово осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей : - с семьями воспитанников ; - с будущими родителями.
Задачи : формирование психолого - педагогических знаний родителей ; приобщение родителей к участию в жизни МДОУ ; оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей ; изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает : ознакомление родителей с результатами работы МДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни МДОУ ; ознакомление родителей с содержанием работы МДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка ; участие в составлении планов : спортивных и культурно - массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах ; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах - практикумах, консультациях и открытых занятиях