Подростковый возраст определяется периодом жизни человека от до лет- период между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов. Связанный с бурным развитием всех компонентов личности физиологическими перестройками, и половым созреванием.
Социальная ситуация ни чем не отличается от детства. Социальный статус прежний. Подростки продолжают учиться в школе. Находятся на иждивении родителей. Отличия во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: Семья, школа, и сверстники
Центральное и важнейшее психологическое новообразование. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую позицию»
Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего РОДИТЕЛЕЙ) понять и принять это. Для этого возраста часто характерным является отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников.
Авторитет сверстников на некоторое время становиться очень сильным. Подростки начинают сравнивать себя с подобными. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
АВТОРИТАРНЫЙ: ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО ПОДРОСТОК, ГДЕ ЕМУ КАЖЕТСЯ, ОН НЕ НАКАЗУЕМ,ЖЕСТКО ОБЩАЕТСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ЯВНО ДЕМОНСТРИРУЯ СВОЮ СВОБОДУ НАРУШАЯ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ ТИП: Подросток из семьи с этим стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадёт в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ: НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Принять и понять смысл учения для себя. Научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия Целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием.
Новая личностная позиция по отношению к школе. Ответственная позиция школьника. Другое отношение к педагогам. От чисто ролевых к межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, равноправную позицию и научиться сочетать её с уважением к мнению старшего.
Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. Надо будет в новом социальном микро обществе устраивающее его статусное положение. Наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников)
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили дай, пытаются отнять старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть иди, не зовут спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Выполнила психолог Моусош 2 г. Верхнеуральск. Хотенова М.Н